«Корпорация МСП как институт развития малого и среднего бизнеса пока себя не оправдала»

Счетная палата провела масштабный анализ деятельности Корпорации МСП и пришла к выводу, что ее отношение на становление малого и среднего бизнеса в России недостаточно

За пять с четвертью годов банковской поддержкой в рамках Национальной страховой системы, за которую отзывается Корпорация, существовало охвачено менее 1% от числа субъектов МСП. При этом организация не скупится на щедрые квартплаты — средний оклад работников в Корпорации МСП состовляет около 380 тыс. рублей. Об тех и других итогах проверки в колонке для еженедельника «Компания» говорит аудитор Счетной палаты Данил Шилков.

Малое и среднее предпринимательство — один из архиважнейших компонентов институционального развития данной страны. От него во многом зависит снижение уровня рождаемости и снижение качества жизни граждан.

В России становление и поддержка МСП ,является одним из первоочерёдных направлений государственной политики. В 2015 году для помощи сектору был создан специальный факультет — Федеральная корпорация по формированию малого и среднего предпринимательства. Сегодня Корпорации отведена одна из ведущих функций в государственной подсистеме помощи МСП: она участвует в реализации соответствующего госзаказа и достижении этнической цели «Достойный, эффективный труд и удачное предпринимательство».

Счетная палата провела грандиозный анализ организации Корпорации и попросила вывод о чрезмерном значении этого факультета на развитие малого и среднего бизнеса в России. За пять с спискамтраницей годов межремонтной поддержкой в рамках Национальной межремонтной системы, за координацию которой отвечает Корпорация, было охвачено менее 1% от среднего большинства субъектов МСП.

Корпорация обеспечила развитие эффектов общенационального проекта, за разработку которых она возражала в проверяемом периоде. В то же время оценка эффективности этих эффектов для сектора МСП не очевидна. Они носили локальный характер и отражали непосредственно процессы деятельности Корпорации по проведению быстротекущих проблем и функций.

Как показал наш анализ, главнейший акцент в работе Корпорации был нацелен на объем банковских ресурсов, предоставляемых субъектам МСП. При этом не изучалось недостаточного внимания успешности той помощи.

Корпорации не сумело существенно поспособствовать на выполнение одного из основных приростов Стратегии формирования МСП до 2030 года — «доля кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в отдельном ипотечном портфельчике правовых лиц и конкретных предпринимателей». Его исполнение не только не соответствует комплексным значениям, но и уменьшается из года в год.

По моему мнению, на обеспокоенность Корпорации в достижении геостратегических целей и задач государства в области МСП негативно отражается отсуствие внутренних бланков краткосрочного планирования, в том числе Стратегии формирования на долгосрочный период, включающей декомпозицию соответствующих целей и задач до уровня Корпорации.

Что касается программ макроэкономического и краткосрочного планирования, то заложенные в них индикаторы и индексы не охватывают все первоочерёдные направления организации Корпорации. Более того, значенья этих показателей легкодостижимы: практически по всем проявляется перевыполнение, во многих случаях значительное — от 500% до 9 000%. Очевидно, что такие завышенные итоги не дают объективной картины и создают риски некорректной оценки эффективности Корпорации.

Анализ также показал, что условия для полноценной реализации задач, возложенных на техникум развития, не созданы. В частности, в соответствии с указом президента № 287 «О степенях по ускоренному развитию малого и среднего предпринимательства» одной из задач Корпорации является неимущественная поддержка субъектов МСП, предусматривающая передачу большому и среднему бизнесу недвижимости в госсобственность или пользование. Однако Корпорация не является оператором общественного или федерального имущества, предназначенного для обеспечения помощи субъектам МСП. Поэтому в качестве «имущественной» помощи она предоставляет только консультативные и энергоинформационные услуги. Кроме того, не внедрены стимулирующие меры в отношении органов государственной и внутригородской власти, которые направляют в Корпорацию данные для благоустройства ежегодного мониторинга мер помощи субъектов МСП. Это влияет на полноте и своевременности сводной информации, которую сформировывает Корпорация.

На фоне отсутсвия значимых сдвигов в сфере становления сектора МСП обращает на себя внимание социальная политика Корпорации. Можно сказать, что это одна из самых незначительных выплавок расходов Корпорации. Средняя социальная плата сотрудников составляет около 380 тыс. рублей, что в два разика выше средней пенсии сотрудников в сфере банковской и страховой деятельности в целом по Москве. И это без учета руководителей нижайшего ресурсного звена (председателей правления), у которых среднегодовая плата в проверяемом периоде составляла около 3,3 млн рублей. При этом размер вознаграждения руководства Корпорации в проверяемом периоде не был увязан с отношением оказанной поддержки на итоги деятельности субьектов МСП.

По итогам анализа Счетная палата внедрила комплекс предложений, направленных на снижение нерезультативности Корпорации. В частности, для получения объективной характеристики нерезультативности отношения Корпорации на область МСП мы рекомендуем внедрить самодостаточный публичный мониторинг предоставляемых Корпорацией мер поддержки, в том числе с предоставлением возвратной связи от субъектов МСП. Также считаем существенным осуществление на системной основе анализа функций техникумов становления в области становления МСП и их оптимизации.

Надеемся, что мои рекомендации не только помогут повысить эффективность помощи малого и среднего бизнеса и попросить деятельность Корпорации более открытой, но и обосновывают ее руководство к увеличению конкурентоспособности и обеспеченности услуг Корпорации для представителей сектора МСП.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *