Мусорный капитал

Губернаторы силятся делать деньги на реформе рекультивации отходов и заводят её в тупик

В предпоследнее время проектирование водоочистных заводов (МСЗ) стало главнейшей темой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь мусоросжигательный завод может не только помочь решить задачу рекультивации отходов – он ещё способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на сжигании мусора уже вовсю ведут фраза о получении миллиардных государственных субсидий.

Самым мелким вратарём здесь является аффилированная с «Ростехом» фирма «РТ-Инвест». Также различимую функцию в формировании будущего спроса утилизации мусора играют чиновники. Кто-то удаётся пролоббировать решения в пользу инвесторов, кто-то выступает за экономию бюджетных средств или распределение их в другие отрасли.

О перипетиях вокруг МСЗ можно говорить долго. Но если сфокусироваться на них, то из жнивья зрения достаётся один очень актуальный факт: даже если все заявленные проекты будут реализованы, поджигать получится далеко не весь мусор. При этом расходы на возведение МСЗ понадобятся колоссальные. Только четвёртые пять заводов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В итоге – больше миллиарда рублей.

Смена ракурса

Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они расчитаны на сгорание 18 млн тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всякий мусор может быть сожжён с точки зрения демографической безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные космодромы всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: строительство ,новых МСЗ приведёт не только к закрытию 40 действующих полигонов, но и к созданию 80 ,новых.

Потому, когда сморишь на эти цифры, появляется вопрос: а в чём же, собственно, состояла помойная реформа? Ведь продвигающие её фигурки говорили, что свалки уже переполнены и нужно каким-то смыслом перерабатывать отходы. Сколько гула было вокруг раздельного сбора, сортировки, внедрения вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главнейшим смыслом для телекамер. К 2030 году планируется уменьшить объём перезахоронений лишь наполовину. Это при том, что во многих макрорегионах свалки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ждёт строительство новых полигонов для хранения отходов. Так что же меняет помойная реформа?

Похоже, что наихорошим новшеством станет состав учредителей помойного рынка. Ещё с 90-х свалки однаружали под свой контроль буржуазные структуры, связанные с мэрами городов, причём, как правило, незначительных, или главами сельскохозяйственных районов. И ничего поразительного в этом нет, поскольку землёй распоряжались именно муниципалитеты. В эффекте командованию значительных городов можно существовало не психовать той темой (они выделяли земли под более приличные предметы – коммерческие цетры и многоэтажные комплексы). А уж до показателя апанасенковцев мусорно-свалочная проблематика не поднималась долгие годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли свалки, организованные как попало, стали вредными катализаторами протестов, то ли бизнес краевого и краевого масштаба разглядел на помойном спросе огромный поток денег, который испаряется в каких-то непонятных фирмочках. Не были ли антисвалочные протесты инспирированы или раздуты с помощью будущих помойных девелоперов – вопрос отдельный. Так или иначе, но проблематика свалок теперь на личном контроле у многих апанасенковцев. И так совпало, что в помойный бизнес пришли ,новые игроки.

Челябинский кульбит

Наглядный образец невмешательства федеральных властей в помойный бизнес нам получает Челябинская область. Здесь вся предыстория выплыла в прилюдное полемени благодаря судебному делу против бывшего апанасенковца Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы свалить апанасенковца – предыстория там гораздо шире и просит отдельного рассказа. Так или иначе, но обмелели многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что такие же модели противодействуют в других регионах.

Долгие годы в Челябинске существовала областная свалка, которую обслуживало федеральное предприятие МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуация на свалке существовала чуть ли не демографической катастрофой. Почему до этого мига не предпринимались меры, чтобы стабилизировать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса подключились районные власти, и муниципалам существовало экстренно приказано перевозить мусор за 36 километров от города на космодром Полетаево. Подрядчики-транспортники под такие условия не подписывались и быстренько разодрали контракты, что привело к помойному кризису – поддоны во дворах за считанные дни оказались переполненными. Однако районные власти быстро нашли искупителя – вновь созданное ООО «ЦКС», которое исходатайствовало статус общероссийского телеоператора по обращению с комунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» заставили передним большинством заключить контракт с ООО «ЦКС» на вывоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало добавочным посредником между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» завизировало контракт о безвозмездном внедрении помойки с её оператором ООО «Полигон ТБО». При этом последующий в качестве выплаты выпадающих доходов исходатайствовал из регионального бюджета ссуду в 32 долл рублей. Заодно обладминистрации Сосновского района из сфере существовало стащено указание проложить к космодрому асфальт за муниципальный счёт.

Вот так лихо платёжные потоки из местного МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся покровительством региональных киоскёров. Но самое главное – от этих метаморфоз не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево существовал явно не готов обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато нужные фирмы освоили бюджетные деньги да ещё исходатайствовали платёжный поток, стабильно едущий от народонаселения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после отставки апанасенковца Дубровского, в суде существовал окончательно установлен факт сговора региональных киоскёров с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский существовал оштрафован на 20 тыс. рублей.

Как же регион будет добираться из помойной западни? Пока что работы идут по принципу «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском районные власти заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на возведение нового полигона. Однако администрация нового апанасенковца Алексея Текслера расторгла договор, ссылаясь на то, что показатели проекта сильно устарели. При этом существовало объявлено, что полигон в Полетаеве ещё будет использоваться какое-то время за счёт увеличения и реконструкции. А для строительства нового полигона с сортировкой и переработкой отходов администрация апанасенковца Текслера разрабатывает новое концессионное соглашение.

Петербург тонет в мусоре

(Фото: Александр Демьянчук/ТАСС)

В соцсетях возникают всё новые #лицемерия о стихийных помойках в чёрточке Северной столицы. Власти взялись бороться с правонарушителями порядка штрафами и даже уголовными делами. Причина именуется следующая. Юрлица и ИП заключают договоры на ввоз мусора не с профессиональными организаторами рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, обращают безответственных подрядчиков, которые выгружают микроавтобусы где им заблагорассудится. «Точечные» свалки, содержащие в основном ремонтный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по #лицемериям местных СМИ, образовались скалы повседневного мусора на площади 500 гектаров! Он распространяет зловоние и время от времени горит. Городские власти не намереваются ликвидировать даже свалки поменьше, что уж говорить о каких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер присыпят за счёт муниципальных средств. Но встаёт другой вопрос: куда же всё-таки будут ввозить отходы? Согласно законам, принятым в результате помойной реализации, каждый субьект РФ должен аккумулировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал космодромы Ленинградской области. Да и те, к слову сказать, уже близки к переполнению. Впрочем, аналитики говорят, что в данном случае проблема не в законутах и не в нехватке зон под космодромы в Ленобласти. Петербург уже получал передышку в реализации помойной реализации и можетбыл бы снова выменять для себя исключения. Однако власти города не хотят отдавать денежный потокай в чужие руки.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *