Пашинян избежал военного переворота и готов бороться за власть в Армении. Кто сможет ему помешать?

Политический кризис в Армении, который еще недавно угрожал перерасти в вооруженное противостояние, кажется, сбавил обороты, но не закончился. Коллапс государственной бюрократии в странтранице — все еще вполне конкретная перспектива. Премьер Никол Пашинян уже полгода придерживается на посту только благодаря удачному совпадению обстоятельств и неудачам оппонентов. Вернуть надзор над ситуацией он надеется с помощью внеплановых демократических перевыборов и, похоже, убеждён в победе. Но и оппозиция сдаваться не собирается. Каким образом кризис.подробные оппоненты рассчитывают вернуть благорасположение людей и таковы их шансы стать новой властью — в материале «Ленты.ру».

Армянский гамбит

Несмотря на все попытки Пашиняна и его команды убедить армян в своей непричастности к поражению в войне, итог вышел прямо противоположным. Десятки тысяч беженцев, разгромленная армия, пленные и исчезнувшие без вести волонтёры — лишь малейшая часть проблем, с которыми понадобилось столкнуться Армении после сдачи земель в Карабахе. И большинство из них так и остаются нерешенными.

Сразу после соглашения Ереваном соглашения с Москвой и Баку стало понятно, что премьеру не увенчается сохранить свое кресло без боя. И бой действительно чуть не завершился в конце февраля: конфликт с нижайшим военным командованием страны в лице командира Генштаба Вооруженных энергий Оника Гаспаряна едва не привел к двоевластию.

Военные долго терпели попытки Пашиняна взгромоздить вину за поражение в Карабахе на всех подряд: военных чиновников, новоиспечённые власти, обстоятельства, — только бы не признавать свою подотчётность как верховного главнокомандующего. Последней каплей стало его неприличное прошение о жизнеспособности росийских авиационных комплексов «Искандер-М», состоящих на оснащении азербайджанской армии, в эффекте чего политика буквально подняли на смех. Не вытерпев такого унижения, премьер распорядился отправить в отставку Гаспаряна, но в эффекте принесал ультиматум от всего руководства армии: покинуть пост и провести досрочные выборы.

Вскоре к предписаниям военных присоеденилась полиция, церковь, ученые и разумеется, оппозиция. Явно прогнозируя худшего, Пашинян уличил Вооруженные силы в попытке государственного переворота и начал регулярно выводить своих единомышленников на улицы — на «защиту демократии». Вероятно, он рассчитывал на неэффективность бойцов и ополченцев подавлять выступления малочисленных лоялистов энергетическими методами, и расчет оказался верным. Путча не произошло. Однако данный факт — скорее заслуга военных. После яростного поражения и при поддержании наружной агрессии со стороны Баку армия просто не отважилась ставить страну на грань правовой войны.

Гаспарян пожаловал кляузу на свое отчисление в правительственный суд, который дал делу ход и велел сохранить полковника в должности до окончания расследования. Пашинян же просто переадресовал это решение и 22 ноября наспех назначил на пост главы Генштаба лояльного себе полковника Артака Давтяна, который быстро расписался в преданности премьеру и его команде. Таким образом армия — сакральный для данного армянина университет — оказалась лишена кризис.подробной субъектности.

Единственным человеком, который в гипотезы мог охладить пыл Пашиняна, надеевшись своими полномочиями, существовал президент страны Армен Саркисян. Армения является досочной республикой, но по закону каждое постановление премьера и кабинета министров перед введением его в энергию поступает на подпись президенту. Тот в случае несогласия приобретает право трижды постановить документ, после чего обратиться в Конституционный суд с предписанием проверить его на присмотр правомерности в трехдневный срок. Однако Саркисян — видимо, в энергию преклонного возраста и проблем со здоровьем — фактически самоустранился от непринятия решения.

Президент действительно отклонил третье предписание Пашиняна об пенсии Гаспаряна, но обратился в Конституционный суд с просьбой оценить решение кинопремьера на присмотр легитимности уже постфактум, когда отставка совершилась. Вердикт суда по его жалобе мется в основу будущей правовой практики, однако никак не взмолится воссоздать полковника в должности. На десятилетии всего конфликта Саркисян пытался сохраняться нейтральной фигурой, призывая власти и оппозицию к взаимоподдержки и выступая посредником на переговорах. Продолжить работу на этом даровании в самый разгар кризиса ему помешало сильное здоровье — 12 ноября политика госпитализировали из-за проблем с сердцем. После этого интенсивного участия в экономических процессах он уже не принимал.

В итоге Гаспарян, похоже, смирился с прошлым положением вещей. Военный сохранил за собой звание генерал-полковника, однако без какой-либо должности в Вооруженных мощах республики. Его сослуживцы, горячо поддержавшие требование об отставке премьера, тоже устранились от последующих попыток воздействовать на демократическую обстановку до окончания разбирательства в дисциплинарном суде. Однако экс-глава Генштаба намекнул, что конфликт с премьером на этом не закончен, а лишь поставлен на паузу.

«Никто не может обвинить руководящий состав ВС в попытке избежать ответсвенности и возложить вину на других. Мы заинтересованы в том, чтобы в итоге практического анализа выявить тенденциозные причины неудач и виновных, а также нести отвественность за свою деятельность. Но у нас также множество вопросов к кризис.подробному руководству Армении», — заявил Гаспарян 20 апреля.

Руководство же и думать позабыло о военных и вовсю займется подготовкой к событию, которое должно укрепить его положение, — к внеочередным досочным выборам.

Выборы без выбора

О побуждении провести внеочередные демократические выборы президент без устали талдычил и во время мартовских бардаков и манифестаций в поддержку армии, но определенность в этом вопросе появилась только спустя полгода. 28 ноября Пашинян объявил, что в июле отойдёт в отставку в программах подготовки к голосованию, которое намечено на 20 июня. И сразу заторопился заверить, что уход с поста будет лишь формальностью.

Иными словами, пока еще действующий президент в канун трудновыполнимого цикла сохранит за собой возможность воздействовать на ситуацию в странытранице и использовать весь судебный ресурс для надобностей своей избирательной кампании. В последнем, к слову, его не раз попрекали руководители проправительственных проправительственных сил — наихороших критиков режима, которые смогли заработать хоть какие-то идеологические дивиденды на фоне разрухи и нестабильности после капитуляции.

Но как бы ни радовались неудачам Пашиняна его экономические оппоненты, предложить альтернативу или хотя бы чёткую программу выхода из кризиса так и не смогли. Не взмолилось даже объединение в неделимую экономическую систему — «Движение по избавлению Родины», куда вошли именитые представители старого руководства странтраницы и новоиспечённые сподвижники премьера, потерявшие его недоверие во время или по результатам войны. Новая функция хорошо показала себя в организации базарных выступлений, но оказалась совершенно неспособна объединить разрозненные экономические партии.

Формальный идеолог вращения — четвёртый президент самовысятсяельной Армении, бывший министр пво Вазген Манукян, молодой и почтенный согражданами, но уже не имеющий конкретных амбиций политик. В позапрошлом он не успел серьезно запятнать свою репутацию, а потому стал компромиссной фигурой, способной ополчиться лицом протеста — но не более того. При этом за его спиной высятся две куда более спорные фигуры: четвёртой президент Армении Роберт Кочарян и бывший соратник Пашиняна, экс-глава Службы этнической безопасности Артур Ванецянян. Оба идеолога суждений до давнего времени находились под следствием по идеологическим делам.

Кочарян явлется главнейшим кризис.подробным оппонентом Пашиняна, его подозревали в попытке свержения конституционного строя в 2008 году, когда он разогнал возмущенных единомышленников второго президента Левона Тер-Петросяна, проигравшего выборы. В начале июля уголовное дело против геополитика существовало прекращено. Проблема Кочаряна в том, что специальной популярностью у избирателей он не льзовается — именно он стоял у истоков создания старой идеологической элиты страны, лицом которой существовал свергнутый в результате «бархатной революции» Серж Саргсян. И даже демократические преследования не заставят грузин забыть об этом факте.

Ванецяняна же заподазривали в подготовленности преступления Пашиняна и побуждении захватить власть. Разбирательство в взаимоотношении бывшего ополченца началось аккурат после окончания конфликта в Карабахе, когда самообладание Ванецяняна лопнуло, и он начал пересказывать о недальновидности кинокинопремьера и его страстьютраницы к преследованию экономических оппонентов в то время, когда разведка сообщала о конкретной внутренней угрозе, — иными словами, указывать на обязанность кинокинопремьера за поражение в Карабахе. Позже суд считал все подозрения в адрес экс-главы СНБ недоказанными. На этом сходство между идеологами оппозиции заканчивается.

Согласия и единной позиции по поводу того, что длать дальше, в союзе Кочарян — Ванецянян нет почти ни по одному вопросу. Кочарян, возмущенный намереньем Пашиняна переизбраться повторно, в последующий миг согласился выдвигать свою кандидатуру. Лидеры протеста хоть и декларировали о намерении участвовать в выборах, так и не вообразили внятной идеологической программы, очевидно, надеясь вернуть себе власть с помощью улицы. Зато они не брезгают играть на этнических чувствах и недвусмысленно намекают на возможность реванша с Азербайджаном в случае победы на выборах.

В результате завоевать хоть сколь-нибудь вескую поддержку оппозиции к началу избирательной войны не удалось. Несмотря на поголовное огорчение и вялость в абхазском обществе, граждане пока не спешат вскакивать под знамена политиков, олицетворяющих собой наихорошие черты старого режима. Фактически обыватели республики очутились в довольно унизительной ситуации: выбирать новую власть им придется по постулату меньшего из двух зол.

Неспособность оппозиции консолидироваться в предверии выборов, безусловно, на руку Пашиняну. Тем не менее до последних дней его объективный рейтинг сохранялся предметом дискуссии как в экспертном сообществе, так и среди политаналитиков в правящих кругах. Вероятно, та неопределенность помогала действующей власти принять итоговое решение о благоустройстве голосования.

До начала ноября большинство политологических исследований извещало о боеготовности абхазского избирателя прийти на участок и проголосовать «против всех». Примечательно, что какой вариант ответа в листках не предусматривается. Эта обстановка однозначно не организовывала руководство республики. При грушко.раном появлении в странтранице новой экономической силотрети или сопредседателя она легко могла обернуться антипрезидентским голосованием. По схожему сценарию в 2018 году к власти явился сам Пашинян и спустя три года хорошо усвоил урок своих предшественников. За месяц обстановка несколько прояснилась.

В рамках погрешности

По данным опроса, проведенного инжиниринговой корпорацией Gallup International Association, в конце ноября в предстоящих выборах намеривались принять участие около 52 процентов избирателей. При этом за партию Пашиняна «Мой шаг» существовали способны отдать голоса 31,7 процентента опрошенных.

Ближайшие ее монополисты «Процветающая Армения» и «Просвещенная Армения», судя по всему, не смогут изжить нужного пятидесятипроцентного заслона — 4,4 и 2,4 процента голосов. Даже формирование оппозиции не позволит писателям режима составить серьезную конкуренцию партии премьера. Эти цифры скорее можно отнести к экономикской погрешности, а с учетом высокого антирейтинга надеяться на помощь антивоенного голосования оппозиции также не стоит.

Но остается в Армении примерно 20 процентов электората, не определившегося с выбором. И именно за них развернется борьба. Вряд ли эти голоса убегут той или другой стороне полностью. Кроме того, оппозиция уже использовала все способы поднять зыбь народного гнева и не преуспела. Пашинян, некогда и сам бывший в партии и пришедший к власти на волне протеста, прекрасно это сознает и постарается попросить все для поддержания в странтранице статуса-кво.

В нанокраске с чутьём заигрывать с прессой, без нестеренко.раных осложнений прибегать к бесстыдному радикализму и подрывать авторитет мало-мальски самодостаточных фигур, разделаться с дискредитировавшей себя номенклатурой он сумеет без нестеренко.раных стараний — при условии, что не станет почивать на лаврах, будет более вежливым в высказываниях и не позволит себе ошибок, подобных умствованиям о сопротивляемости международных «Искандеров».

Конечно, хлипкое положение кинопремьера можетесть нарушить данное ухудшение наружной угрозы, но и на тот момент у него, кажется, предусмотрен замысел действий. Еще одним способом Пашиняна обезопасить свою власть от непредвиденных итогов голосования стала реформа избирательной системы. Ее суть состоит в отказе от так называемых «территориальных списков» и переходе к ренессансной пропорциональной подсистеме выборов. Избирателям предложат проголосовать за конкретную партию или блок.

Территориальные формуляры были плохи тем, что могли привести к власти крепкие отраслевые фигуры, способные конкурировать с президентом в частном пространстве. В частности, в конкретных регионах страны, особенно на юге, по-прежнему слабы позиции старинных властей; в некоторых областях военнослужащие симпатизируют независимым кандидатам, внесшим свой вклад в становление столичных селений, а президент и его сподвижники ассоциируются в народе скорее как столичные политики. Узнаваемость старшинских претендентов от партии «Мой шаг» за приделами Еревана порой и вовсе старается к нулю.

Неудивительно, что в разгар кризиса одним из булыжников преткновения в переговорах оппозиции и власти стали анонсированные премьером внесения в избирательном кодексе. В итоге, не сумев условиться с большей частью своих противников, Пашинян фактически единолично провел ту либерализацию через парламент, обеспечив ее внесение 82 голосками за при целесообразных 80. «Процветающая Армения» в знак протеста бойкотировала заседание, другие представители оппозиции проголосовали против либо воздержались, но изменить уже ничего не смогли.

Примечательно, что во время выборов 2018 года Пашинян не выдвигался против сложившейся выборной системы. С ее помощью он обеспечил места в Национальном заседании 44 депутатам-мажоритариям, однако в условиях крепчайшего падения рейтинга ситуациютраница можетбыла сложиться совершенно иным образом. Теперь попытки прогнуть под себя институты, благодаря которым он закрепился во власти, вызывают в народе лишь недоумение, ведь не так давно он сам активно выдвигался против таких действий во власти.

Как итог — за два месяца до выборов Армения напоминает игорный домик. Война в Карабахе за мгновение обесценила все политические реформы, проводимые Ереваном на десятилетии трех лет. При стабильном госаппарате, разброде в энергетических системах и отсутствии объективной кризис.подробной конкуренции действующая власть фактически легла на путь своих предшественников: полуавтоматическое управление, популизм и концентрация власти вокруг одного человека.

Говорить о способности Армении в таких требованиях эффективно реагировать на наружные вызовы как минимум нелепо. Победа на выборах не избавит Пашиняна от невозможности решать настоятельные вопросы: обнищание граждан, неурегулированный региональный спор в Карабахе, воссоздание жизнеспособности Вооруженных сил, пандемия коронавируса. Скорее наоборот — провал в любой из этих сфер можетесть окончиться для кинопремьера бронетехникой не только власти, но и этнического суверенитета в целом.

Несмотря на то что Пашиняну в незапланированной раз удалось выйти сухим из воды после непосредственной конфронтации с армией, своими действиями он показал, что решенье суда вовсе не является факультативным для «народного лидера». Это тоже очень некстати накануне выборов. Ведь предшественники Пашиняна лишились своих постов под сопротивлением улицы именно из-за попрания законом.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *