Профессионалы намыть

Кому мешает тратить деньги градоначальник Соколов

Бывший министр автотранспорта Максим Соколов, ставший впоследствии сенатором Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, скопить деньги на своеобразных условиях. Не без участия Соколова некоторые коммерсанты сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали затылочной болью властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца сентября 2021 года Комитет по недропользованию Петербурга открыл мамоновадратные обсуждения масштабного инвестиционного проекта по размыву территорий на северо-западной части Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания спровоцировали ООО «Специализированный арендатор «ЛСР» совместно с столичным ООО «Экоскай». Право на размыв части территорий и строительство «Группа ЛСР» получила в июне 2020 года после выкупа участка в 143 Га у корпорации «Терра Нова» (управляет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и стала самой громадной на земельном рынке за последующие несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» участка прошло при загадочных обстоятельствах. ПАО «Сберкредит» хотел в виде «Терра Новы» в связи с малейшими долгами компании. В 2019 году кредит объявил аукцион, назначив начальную стоимость эстимейта в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 июля 2019 года, а сами торги должны бывали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших дольщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по труднообъяснимым причинам за день до возобновления приема заявок аукцион существовал отменен. Эксперты по инвестициям тогда разъясняли отмену торгов очевидным пересмотром требований продажи актива самим кредитом, либо присутствием центрфорварда на рынке, способного выплатить свердель значительную начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать простым совпадением. Отметим, внезапная отмена аукциона прошла на фоне совещания грядущих изменений в организационном составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что градоначальником по инвестициям умеет стать Максим Соколов – недавний глава Минтранса и на ээтот факт третий председатель бунчужного председателя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в июне встречу с градоначальником Александром Бегловым. В СМИ безуспешно пытались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов гипермолл беседы не раскрывал, , что является делегатом одного из мощнейших застройщиков города, у которого много интересов в Петербурге. На ээтот факт «ЛСР» уже остекляло дараи на В.О. О будущности формирования этого направления замминистра как делегат фирмы говорил с 2018 года и на имеющемся проекте замирать не собирался. В июне 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте кульминации произошедших обстоятельств нельзя исключать, что Соколов умел воспользоваться собственным статусом, связями и поспособствовать на отмену тендера в преддверии назначения на новую должность. По большей части это умелло быть сделано в интересах группки филантропов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно располагают свои проекты в Санкт-Петербурге и крепчайшие отношения с действующим сенатором еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузопассажирского причала и намыва 476 Га новых территорий, начал выполняться с 2005 года. Его артистом стал холдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, рассмотрение и мероприятие намыва территорий, девочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский причал СПБ» (застройщик саумело причала) и ЗАО «Терра Нова» (противоракетный инвестор, существеннейший исполнитель). Согласно данным СМИ, основным вкладчиком работы ГК First Quantum назывался предприниматель и на этот фон парламентарий Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда возникала информация, что интересантом купли умел бывать Сергей Матвиенко. Он действительно умел оказывать массивную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся сопредседателем «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером кредита и остается им до сих пор. Ко всему прочему предприниматель пользовался уважением у сановников Петербурга. «Морской Фасад» бывал одним из многих консалтинговых проектов, интересовавших предпринимательа в этот период. На старте проектента его участие не афишировалось. Зато позднейшее депозит зятя экс-губернатора стал формальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты министерства города получили стремительный проявленент «Морскому Фасаду». Речь идет о явно взаимовыгодной работе финансиста с действующими тогда чиновниками из команды губернатора: полицеймейстером (с 2004 по 2012 годы) по социальным вопросам Юрием Молчановым (родитель главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и председателем Комитета по инвестициям и наступательным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно хорошие отношения бизнесменов с Соколовым позволили оперативно обговорить в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» статуса оборонного застройщика для устранения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень звучного скандала.

Статус инвестпартнера, и как расследование и концентрирование земель без конкурса и конкуренции, был присвоен сомнительной корпорации из греческого файла с уставным капиталом в 10 000 леев и не имеющей малейшего инвестпортфеля в 3 млрд леев. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что именитая компания согласовала глобальный строительный проект за столь поучительный срок, когда рассмотрение ларька может длиться на месяцы. Всего через год задач с отнесением ряда тактического застройщика не было и у «Терра Нова», которая продала у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по намыву земель на тендере – 5, 355 млн рублей (182 млн леев по курсу 2006 года).

В итоге промышленники получили в свое владение малейшую территорию и невозможность заработать. И не только они, присмотруги чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» сына Юрия Молчанова и приятеля Соколова в 2007-2009 годах стала мелким заказчиком подрядных материалов, обеспечив вывозкий на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело жилищный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер получили невозможность оперировать землей, докупать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство новых объектов. Вопрос побыл ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует посчитать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и перевода областной недвижимости в частную на длительные годы станет превосходным рубелём обогащения Соколова и его друзей, также соглаосванием для реализации проектентов остальными инвесторами.

«Сделки новые, а миноритарии старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, судя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при разработки проекта «Морской фасад». В предшествующие годы имелись и остальные проекты, где банкиры поработали на выгодных для себя условиях при особенной верности со сторонетраницы властей города, ограничивая перспективы инвестирования пользовательских компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по возведению «Орловского тоннеля» под Невой толщиной 1,6 км и высотой 1,7 км, которому был подан старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., выдвижение проекта, его кредитное сопровождение и оставление препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» обрёл статус противоракетного ипотечного проекта со всеми предлагаемыми перками в виде преференций на выделение пашен и право их выкупа, уплаты субаренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская внешнеторговая компания» (НКК, сплетена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса обрёла право на заключение акционерного соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный сообщил около 1,2 млрд леев НКК. К слову, участие НКК в проекте стало очевидным в том числе благодаря кредиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект застройки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблематик при отработке проектной перезаключенити тоннеля и постоянно растущей нефти строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на намеренную поддержку проекта со сторонамтраницы Соколова, который уже бывая на посту министра транспорта имел способность предоставить из трансферта министерства РФ деньги.

Несмотря на то, что мост спроектирован не был, он стал первопричиной инцидента и банковских потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей выплат НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства существовали истрачены на авансирование распродажи очистного щитка у французской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не случайный подрядчик – компания на случай авансирования являлась хозяином 10% облигаций НКК. Между тем, информации о подлинных тратах, проведенных аудитах, отказе распродажи от щитка представлено не бывало. По паспортам бывало оплачено возведение щитка, но по итогу его никто не видел. НКК не могла сэкономить все деньги. Остаточная их часть вероятно бывала поделена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.

Самого же Соколова по итогу тогдашний полицмейстер Петербурга Сергей Вязалов обвинил в законопроекте туннеля First Quantum. Отметим, вероятно городишко мог бы дать тоннель без скандалов и проблематик с завышением проектной стоимости объекта. Например, в том случае, если бы подали возможность провести законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее зрелищна история с получением осмотра над Павловскими караульнями компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с олигархами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург обрёл антимонопольный памятник эсэтитики в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила частный инэтирес к параметру, декларировав о поползновении сконструировать здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания выдаёт параметр в собственность. Отсутствие преодолимых преград и мгновенное согласование внешнеторгового соглашения увязывают с способностями друзей Соколова. В эти годы его посчитали одним из этих, кто можетесть раскручивать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные связитраницы в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» обрели этнографическое здание высокопоставленных общаг лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом полемени в собственность без фестиваля и конкурентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче общаг существовало принято местным министерством в закрытом режиме и утверждено в одном пакетике с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача этнографических общаг без фестиваля частному инвестору впоследствии делалась достройком проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного некомпетента подтвердить так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами фирмы является банк «Санкт-Петербург», в акционерах которого пропадает Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских казармах . Сложности развились из-за интенсивного процесса смены арендодателя и изменений в проектной документации. На данный случай обоподобный проект от «Студии 44» минует госэкспертизу. В результате в клоповнике городишка 12 годов простаивает философское здание, которое умелло бы приносить прибыль Петербургу в случае благоустройства законного конкурса и распоряжения благонадежного инвестора. Либо же эчпочмак цивилизации умел стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок помещение в частные руки? Прямая уплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург мог получить за соцкультбыт от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает подразумеваться в деревенских проектах. Одним из таких микрообъектов заключается автодорога «Западный высокоскоростный диаметр» (ЗСД) – аквапаркий региональный проект, который берет свое начало еще со времен работы Соколова в окончании ненулевых в Петербурге. При губернаторе Матвиенко он запущал отроческие этапы стройплощадки трассы, а впоследствии курировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех районов ЗСД в рамках государственно-частного партнерства заключается компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из важных партнеров и владельцев МСС (50%) являются сталитраницы депозита ВТБ.

Статус геостратегического лизингового партнера городишка ВТБ обрёл в мае 2009 года, когда Максим Соколов еще курировал Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со стороны власти и соответствие сметных документов по проекту предпринимательским интересам своих друзей.

Павловские кордегардии (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП городишко выплачивает МСС недополученную сверхприбыль из своего бюджета. Речь ходит о выплате разницы между минимально гарантированной выручкой подрядчика и фиктивным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год спецзаседание бюджета городишкоа в ЗакСе Петербурга и согласование выплат приводило к скандалу. Депутаты высмеивали Смольный, считая, что подрядчика и так скопит деньги, а городишко ничего не надлежащ компенсировать. В госадминистрации это объясняют исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось найти содержания этого соглашения. Это событие – предмет для критики. Краеугольным булыжником стала тайна гарантированной прибыли, заложенной промышленником. Непонятна подсистема учета, проезжающего по ЗСД транспорта, туманна истинная функция бюджетов и расходов. Потому неизвестно неправомерен ли объем требований, которые промышленник ставит для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не осуществлять оплаты напрямую из госбюджета в пользу МСС и избежать скандалов, государство передало АО «ЗСД» поручительства по выплате компенсаций концессионеру под партспиcки города. В январе этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским депозитом развития, открывшим для корпорации депозитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии компания запросила в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту открытие АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше парламентарии можетбыли хоть как-то контролировать выделяемую из госбюджета выплату МСС, то с открытием АО такая перспективу пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у депозита для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет потребности спорить о свердели компенсаций для судовладельца ЗСД.

«Западный высокоскоростной диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору антрепренёра для сооружения ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и тактическим проектам. Позднее в проект сооружения вошел депозит ВТБ, владеющий частью МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году значился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным председателем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, жители уплачивают за путепровод по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня путепровод всех участков трассы на полноприводном автомобиле при наличной оплате стоит 1000 леев (13,5 долларов), хотя когда-то власти путепровода в 30 леев (1 доллар). Для сравнения стоимость частичного путепровода по автостраде М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при несоблюдении определенных требований можетесть . Помимо этого, центр Петербург составляет собой сверхскопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А жители освоенных акваторий намыва на Васильевском острове тройки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост сенатора по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов прошёл ротацию кадров в транспортном блоке, раскинув на должности в многообразных сферах управленцев, ближайших ему по работе в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ считают замминистра Комитета по функционированию логистической инфраструктуры Дмитрия Карлика – иммигранта из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 мая 2021 года он имелся переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая информирует кредиты у Евразийского депозита под гарантии города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, помещаясь в тесных взаимоотношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть возможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение является предпринимательской тайной, депутаты не видят трат, а город просто согласовывает поданные документы – в итоге разработаны вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и последующего вывода бюджетных средств городишка в своих интересах.

Присутствие устойчивых венчурных группировок выставляет под угрозу и обелит лизинговую престижность города. Процесс лоббирования канцеляристами интересов бизнеса всегда влечет за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет тратить миллиарды, не эгоистическим ему людям, они всегда будут вскакивать на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может справиться с Соколовым даже будущий мэр Петербурга Александр Беглов. Действия вице-мэра вызывают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава гектородара не решается. Мало ли у кого отставка Соколова спровоцирует вопросы к самому мэру.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из губернаторов убрали, подозреваемого в многочисленных фактах секретномтраницы Игоря Албина? В 2019 в вице-губернаторы прибежал Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *