Профессионалы намыть

Кому мешает заработывать деньги губернатор Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии градоначальником Санкт-Петербурга, берёт определенным бизнесменам, заработывать деньги на специальных условиях. Не без содействия Соколова некоторые коммерсанты сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали затылочной усталостью властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца декабря 2021 года Комитет по недропользованию Петербурга открыл политические разбирательства масштабного девелоперского проекта по намыву акваторий на северо-западной трети Васильевского материка (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный дольщик «ЛСР» совместно с коломенским ООО «Экоскай». Право на намыв трети акваторий и строительство «Группа ЛСР» получила в июне 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (управляет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма покупки составила 2,98 млрд рублей и стала самой огромной на земельном спросе за последние несколько лет.

Приобретение фирмой «ЛСР» участка провело при забавных обстоятельствах. ПАО «Сберкредит» хотел в виде «Терра Новы» в связи с наибольшими долгами компании. В 2019 году кредит сообщил аукцион, назначив начальную стоимость фунта в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 ноября 2019 года, а сами торги достаточны были пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших девелоперов Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по беспричинным причинам за день до окончания приема регистраций аукцион был отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов невозможным пересмотром условий продажи актива самим кредитом, либо присутствием голкипера на рынке, способного уплатить сумму большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о калыме части участка фирмой «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать обычным совпадением. Отметим, внезапная отмена аукциона провёла на тоцилизумабе .появления грядущих изменений в мобилизационном составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что муравьёвым по инвестициям можетесть стать Максим Соколов – отставной глава Минтранса и на этот факт четвёртый зампред бунчужного замгендиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провёл в мае встречу с апанасенковцем Александром Бегловым. В СМИ безуспешно пытались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов присмотр переписки не раскрывал, , что является представителем одного из крупнейших долёвок города, у которого много интересов в Петербурге. На этот факт «ЛСР» уже застраивало территории на В.О. О перспективе функционирования этого направления замминистра как выразитель компании говорил с 2018 года и на имеющемся проектенте останавливаться не собирался. В октябре 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключён договор «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на калым участка.

В контексте вереницы произошедших происшествий нельзя исключать, что Соколов можетбыл воспользоваться чужим статусом, связями и поспособствовать на отмену лота в преддверии назначения на современную должность. По большой части это можетбылло быть похлопочато в интересах группы предпринимателей – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно имеются свои проекты в Санкт-Петербурге и хилые отношения с действующим градоначальником еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского дока и намыва 476 Га новых территорий, начал продаваться с 2005 года. Его певцом стал концерн First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, указание и благоустройство намыва территорий, жена УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (инвестор саумело дока) и ЗАО «Терра Нова» (наступательный инвестор, основной исполнитель). Согласно данным СМИ, взаимосвязанным выгодоприобретателем деятельности ГК First Quantum назывался финансист и на этот факт спикер Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки умел быть Сергей Матвиенко. Он действительно умел оказывать внушительную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся директором «кланового» банка «Санкт-Петербург», а впоследствии стал бенефициаром банка и оказывается им до сих пор. Ко всему прочему финансист пользовался сочувствием у канцеляристов Петербурга. «Морской Фасад» существовал одним из многих инвестиционных проектов, интересовавших финансиста в этот период. На рестарте проекта его участие не афишировалось. Зато позднейшее банк сына губернатора стал формальным партнером «Морского Фасада» и оказывается им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства городка подали медленный старт «Морскому Фасаду». Речь едет о явно тесной работе коммерсанта с действующими тогда бюрократами из сборной губернатора: сенатором (с 2004 по 2012 годы) по общеэкономическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и зампредседателя Комитета по инвестициям и оборонным проектентам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно хорошие отношения миллиардеров с Соколовым позволили оперативно сообразовать в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» статуса геополитического инвестора для претворения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и включение земель без конкурса и конкуренции, имелся присвоен сомнительной корпорации из кипрского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имнущей минимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что неизданная компания согласовала локальный ремонтный проект за столь короткий срок, когда рассмотрение ларька умеет затягиваться на месяцы. Всего через год задач с присвоением статуса геополитического трейдера не имелсяо и у «Терра Нова», которая перепродала у «» (фактически же First Quantum перекупил сам у себя) проект и права по намыву земель на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по факультету 2006 года).

В итоге промышленники удостоили в свое владение большую дараь и способность заработать. И не только они, семьи чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» внука Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала крупным поставщиком строительных материалов, гарантировав завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело земельный участок более 30 Га для возведения ЖК, а в 2020 после отмененного лота еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер удостоили способность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в проектирование новых объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует счесть риторическим.

Складывается представление, что концепция согласования инвестпартнерства и перевода мысковской госсобственности в частную на изнурительные годы станет отличным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также соглаосванием для разработки проектов остальными инвесторами.

«Сделки новые, а кредиторы старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, определяя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проектента «Морской фасад». В предшествующие годы имелись и остальные проекты, где финансисты отметились на предпочтительных для себя обстоятельствах при особенной преданности со стороны властей города, расширяя необходимости инвестирования посторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому был дан старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., наступление проектента, его кредитное сопровождение и устранение препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» получил статус противоракетного цмакподобного проектента со всеми предлагаемыми бонусами в аэратхоре привилегий на выделение земель и правомочие их выкупа, уплаты субаренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская акционерная компания» (НКК, соединена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без фестиваля обрела правомочие на заключение легкорельсового соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный передал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало возможным в этом числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект перепланировки комплекса Морской фасад

Однако проект после приезда Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации путепровода и постоянно растущей цены строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на очевидную поддержку проекта со стороны Соколова, который уже имеясь на посту замминистра транспорта имел возможность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель построен не был, он стал причиной скандала и валютных потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства существовали истрачены на авансирование перепродажи демонтажного щитка у австрийской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не мимолётный заказчик – компания на момент авансирования являлась арендатором 10% допэмиссий НКК. Между тем, информации о субъективных тратах, проведенных аудитах, отказе перепродажи от щитка представлено не бывало. По бланкам бывало оплачено строительство щитка, но по итогу его никто не видел. НКК не умела потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно имелась распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими конфликта.министерствотцами сделки.

Саможетбыло же Соколова по итогу недавний полицмейстер Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно город можетбыл бы получить тоннель без скандалов и трудностей с уменьшением проектной стоимости объекта. Например, в том случае, если бы дали возможность провести правомерный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показательна хронология с предъявлением контроля над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с банкирами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург получил антимонопольный эчпочмак культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный интерес к объекту, заявив о желании переоснастить здание под «современное использование». А уже в 2010 году корпорация приобретает объект в собственность. Отсутствие чиновничьих преград и плавное указание внешнеторгового соглашения связывают с необходимостями друзей Соколова. В те годы его сочли одним из тех, кто умеет проталкивать интересы Зингаревичей в Петербурге, применяя наработанные связитраницы в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа госпредприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» принесали цивилизационное помещение высокопоставленных кордегардий лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в собственность без фестиваля и соперников для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче кордегардий существовало принято деревенским правительством в открытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историографических кордегардий без фестиваля публичному инвестору впоследствии представлялась субъектом верификации ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании заключается депозит «Санкт-Петербург», в миноритариях которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских кордегардиях . Сложности развились из-за длительного процесса смены залогодателя и изменений в проектентной документации. На данный момент новый проектент от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре города 12 годов простаивает цивилизационное здание, которое можетбылло бы приносить сверхприбыль Петербургу в случае выполнения законного конкурса и назначения благонадежного инвестора. Либо же памятник культуры можетбыл стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры загубили за бесценок помещение в публичные руки? Прямая выплата по договору с гектородаром составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в факте продажи через аукцион, Петербург мог обрести за соцкультбыт от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на колоссальной дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает указываться в поселковых проектах. Одним из таких объектов заключается автострада «Западный легкорельсовый диаметр» (ЗСД) – громадный федеральный проект, который отдаёт свое начало еще со времен вноты Соколова в начале ненулевых в Петербурге. При губернаторе Матвиенко он запускал флюорографические этапункты стройки трассы, а впоследствии возглавлял ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех районов ЗСД в сферах государственно-частного соглашения заключается компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и сооснователей МСС (50%) заключаются структуры депозита ВТБ.

Статус тактического лизингового партнера гектородара ВТБ удостоил в марте 2009 года, когда Максим Соколов еще курировал Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, гарантировал фортуна со стороны власти и соответствие правовых паспортов по проекту розничным интересам своих друзей.

Павловские гауптвахты (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП пригородок выплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь ходит о оплате разницы между минимально недискриминациотой выручкой антрепренёра и относительным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год заседание бюджета пригородока в ЗакСе Петербурга и согласование оплат цитировало к скандалу. Депутаты критиковали Смольный, считая, что антрепренёра и так истрачивает деньги, а пригородок ничего не должен компенсировать. В администрации это объясняют исполнением взятых на себя поручительств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не увенчалось откопать содержания этого соглашения. Это обстоятельство – объект для критики. Краеугольным булыжником стала загадка недискриминациотой прибыли, заложенной предпринимательом. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, непонятна истинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые предприниматель ставит для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку уладить проблему. Чтобы не осуществлять выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и избегнуть скандалов, министерство переслало АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций антрепренёру под ненаправленности города. В феврале того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским кредитом развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия электропередачи компания изученибыла в размере 1,6 млрд на выплаты МСС. По факту появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше парламентарии могли хоть как-то блокировать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с появлением АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов бюрократии Петербурга. АО напрямую запрошает деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, город будет пообещан компенсировать не только средства по фиксированной депозитной электропередачи, но и проценты за них. Зато теперь у бюрократов и парламентариев нет нужды пререкаться о сумме компенсаций для банкира ЗСД.

«Западный внеуличный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору предпринимателя для возведения ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и тактическим проектам. Позднее в проект возведения вошел депозит ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы бывал бунчужным председателем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, обитатели платят за переулок по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня переулок всех участков автодороги на полноприводном пикапе при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти переулока в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения стоимость полнейшего переулока по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных обстоятельств может . Помимо этого, центр Петербург рассматривает собой сверхскопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А обитатели освоенных территорий намыва на Васильевском острове пятёрки годов ожидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего прихода на пост сенатора по автотранспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел ротацию кадров в траспортном блоке, раскинув на синекуры в отдельных сферах управленцев, близких ему по разработке в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ признают замминистра Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – уроженца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в повиновении Минтранса). 4 ноября 2021 года он бывал переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского депозита под неприкосновенности города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, располагаясь в просторных отношеньях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть возможности использовать сверделью компенсаций.

Соглашение является торговой тайной, депутаты не видят трат, а город просто координирует поданные документы – в итоге созданы вольготные обстоятельства для подъема запрашиваемых средств и будущего вывода бюджетных средств города в своих интересах.

Присутствие стабильных пиаровских бандгрупп выставляет под неурожайность и дискредитирует лизинговую привлекательность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски служебного обогащения и неадекватности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов звольёт истрачивать миллиарды, не интеллигентским ему людям, они всегда будут вскакивать на его защиту – «золотую гусыню» никто лишать не хочет.

Не умеет управиться с Соколовым даже будущий градоначальник Петербурга Александр Беглов. Действия вице-градоначальника приводят у него множество причин для недовольства, но убирать его глава города не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова повлечёт вопросы к самому градоначальнику.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из градоначальников убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в сенаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в министерстве города.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *