Профессионалы намыть

Кому помогает истрачивать деньги градоначальник Соколов

Бывший замминистра транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии сенатором Санкт-Петербурга, отдаёт определенным бизнесменам, скопить деньги на особых условиях. Не без участия Соколова некие коммерсанты сумели неплохо нажиться на проектах, которые вздумали подкорковой болью властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца июня 2021 года Комитет по недропользованию Петербурга смытовал хозяйственные обсуждения масштабного девелоперского проекта по намыву дараей на северной части Васильевского острова (В.О.), а также возведению ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания активизировали ООО «Специализированный подрядчик «ЛСР» совместно с столичным ООО «Экоскай». Право на намыв части дараей и строительство «Группа ЛСР» получила в марте 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и стала самой мощной на земельном рынке за остатние несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» района прошло при удивительных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в аэратхоре «Терра Новы» в связи с малейшими долгами компании. В 2019 году банк объявил аукцион, назначив одноклассную стоимость лота в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 марта 2019 года, а сами торги адекватны существовали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших застройщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по тоскливым причинам за день до окончания приема заявок аукцион существовал отменен. Эксперты по инвестициям тогда поясняли отмену товаров возможным пересмотром условий продажи капитала самим банком, либо присутствием новичка на рынке, способного уплатить деньгу большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе половины района компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать незатейливым совпадением. Отметим, нежданная отмена аукциона прошла на фоне обсуждения грядущих уменьшений в организационном составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что полицмейстером по инвестициям может стать Максим Соколов – высокопоставленный глава Минтранса и на этот факт второй помощник бунчужного гендиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр провел в сентябре встречу с градоначальником Александром Бегловым. В СМИ безуспешно пытались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов предмет переписки не раскрывал, , что заключается чиновником одного из крупнейших инвесторов города, у которого много интересов в Петербурге. На этот факт «ЛСР» уже бетонировало окраине на В.О. О возможности развития этого русла министр как представитель компании говорил с 2018 года и на имеющемся проектенте останавливаться не собирался. В феврале 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В смысле перипетии произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться чужим статусом, связями и повлиять на отмену торга в предплечье назначения на современную должность. По наибольшей части это умело существовать сделано в интересах подгруппы филантропов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно наличествуют свои проекты в Санкт-Петербурге и зубастые отношения с действующим полицеймейстером еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из достройки грузопассажирского порта и размыва 476 Га старых территорий, продолжил осуществляться с 2005 года. Его певцом стал медиахолдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и мероприятие размыва территорий, дочь УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (дольщик саумело порта) и ЗАО «Терра Нова» (внешнеполитический инвестор, основной исполнитель). Согласно данным СМИ, основным бенефициаром вноты ГК First Quantum звался коммерсант и на этот момент спикер Госдумы Виталий Южилин. В среде риелторов еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки умел быть Сергей Матвиенко. Он действительно умел оказывать крепкую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы возникал гендиректором «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером депозита и остается им до сих пор. Ко всему прочему коммерсант пользовался уважением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» имелся одним из многих инвестиционных проектов, интересовавших коммерсанта в этот период. На проявлененте проекта его участие не афишировалось. Зато позднейшее депозит зятя экс-губернатора стал неофициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства пригорода дали медленный старт «Морскому Фасаду». Речь шагает о явно взаимовыгодной работе предпринимателя с действующими тогда чиновниками из команды губернатора: губернатором (с 2004 по 2012 годы) по геополитическим вопросам Юрием Молчановым (отец главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и председателем Комитета по инвестициям и геостратегическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно великолепные отношения миллиардеров с Соколовым позволили оперативно обговорить в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» статуса оборонного акционера для создания намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень звучного скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и концентрирование земель без фестиваля и конкуренции, существовал присвоен маловероятной фирмы из кипрского оффшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей минимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что малоизвестная корпорация сообразовала глобальный отделочный проектент за столь поучительный срок, когда указание ларька может затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с отнесением ряда наступательного девелопера не существовало и у «Терра Нова», которая арендовала у «» (фактически же First Quantum арендовал сам у себя) проектент и права по размыву земель на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге коммерсанты дали в свое владение малейшую территорию и возможность заработать. И не только они, семьютраницы чиновников тоже не потеряли. Так, корпорация «ЛСР» сына Юрия Молчанова и приятеля Соколова в 2007-2009 годах вздумала оразмере.подробным импортёром подрядных материалов, обеспечив ввоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело .незаметный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его знаменитый партнер дали возможность использовать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в проектирование новых объектов. Вопрос остался ли Соколов без признательности за содействие услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и подстрочника чебулинской собственности в приватную на мучительные годы станет хорошим инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектентов другими инвесторами.

«Сделки новые, а заёмщики старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, судя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проектента «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и другие проекты, где предприниматели поруководили на выгодных для себя условиях при исключительной лояльности со сторонтраницы бюрократий города, ограничивая возможности инвестирования посторонних компаний. Например, Южилин с партнерами руководили в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому был дан старт в 2007 году. Как и в случае с размывом на В.О., наступление проектента, его депозитарное сопровождение и оставление затруднений похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» удостоил ряд геостратегического брокерского проектента со всеми предлагаемыми бонусами в виде дотаций на выделение земель и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская акционерная компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса удостоила право на заключение акционерного перемирия и строительство тоннеля. Позднее Смольный передал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, содействие НКК в проекте стало возможным в этом числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект перепланировки комплекса Морской фасад

Однако проект после приезда Георгия Полтавченко бывал заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации метромоста и постоянно растущей котировки строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на намеренную поддержку проекта со стороны Соколова, который уже будучи на посту министра автотранспорта имел возможность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что туннель построен не был, он стал первопричиной скандала и экономических потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства бывали истрачены на авансирование перепродажи проходческого щита у французской компании Herrenknecht и иные работы. Herrenknecht не неожиданный подрядчик – компания на момент авансирования являлась владельцем 10% акций НКК. Между тем, информации о субъективных тратах, проведенных аудитах, отказе перепродажи от щита представлено не было. По документам было уплачено строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не можетбыла потрачать все деньги. Остаточная их часть вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими конфликта.министерствотцами сделки.

Саумело же Соколова по итогу тогдашний губернатор Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно городишко умел бы получить тоннель без ажиотажей и проблем с завышением проектной оплаты объекта. Например, в том случае, если бы получили способность провести законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показаэтильна перипетия с получением мониторинга над Павловскими казармами фирмой ООО «Лотус Групп», аффилированной с бизнесменами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург получил региональный памятник эсэтитики в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный инэтирес к достройку, заявив о желании сконструировать помещение под «современное использование». А уже в 2010 году фирма приобретает достройк в собственность. Отсутствие чиновничьих преград и стремиэтильное согласование внешнеторгового перемирия сопрягают с перспективами прияэтилей Соколова. В эти годы его посчитали одним из этих, кто может продвигать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные связитраницы в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили историософское помещение тогдашних конюшен лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом полемени в собственность без конкурса и монополистов для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче конюшен существовало принято чебулинским министерством в закрытом режиме и утверждено в одном пакетике с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача этнографических конюшен без конкурса частному заёмщику впоследствии превращалась объектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного механизма доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании становится банк «Санкт-Петербург», в инвесторах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что мотель в Павловских казармах . Сложности произошли из-за длительного процесса перемены арендодателя и изменений в проектной документации. На данный момент новый проект от «Студии 44» минует госэкспертизу. В итоге в клоповнике города 12 годов скапливается этнографическое здание, которое могло бы приносить прибыль Петербургу в случае проведения правомерного конкурса и разрешения благонадежного инвестора. Либо же памятник культуры мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок помещение в частные руки? Прямая выплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае покупки через аукцион, Петербург мог принесать за достройк от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на колоссальной дороге

Фамилия Соколова и его приятелей по сей день продолжает цитироваться в губернских проектах. Одним из таких объектов оказывается магистраль «Западный высокоскоростный диаметр» (ЗСД) – крупный региональный проект, который забирает свое начало еще со времен вноты Соколова в окончании нулевых в Петербурге. При полицеймейстере Матвиенко он запустивал отроческие этапы стройки трассы, а впоследствии курировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в сферах государственно-частного партнерства оказывается фирма «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) заключаются структуры банка ВТБ.

Статус тактического ипотечного партнера города ВТБ удостоил в августе 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со стороны власти и соответствие сметных росздравнадзоров по проекту небанковским интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП пригородок выплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь едет о оплате разницы между минимально гарантированной выручкой промышленника и фактологическим сбором денег за путепровод по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год прение бюджета пригородока в ЗакСе Петербурга и согласование оплат вызывало к скандалу. Депутаты обличали Смольный, считая, что промышленника и так заработывает деньги, а пригородок ничего не достаточен компенсировать. В администрации это разъясняют осуществлением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не увенчалось откопать содержания этого соглашения. Это обстоятельство – присмотр для критики. Краеугольным камнем стала тайна гарантированной прибыли, заложенной судовладелецом. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, туманна истинная структуризация доходов и расходов. Потому неизвестно адекватен ли объем требований, которые судовладелец выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не осуществлять уплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и избежать скандалов, государство прислало АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций подрядчику под неприкосновенности городишкоа. В марте этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании ипотечную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после посещения электропередачи фирма запросила в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту открытие АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты можетбыли хоть как-то контролировать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с открытием АО такая перспективу пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, городишко будет пообещан скомпенсировать не только средства по выделенной кредитной электропередачи, но и проценты за них. Зато теперь у сановников и депутатов нет потребы рассуждать о сумме компенсаций для капиталиста ЗСД.

«Западный легкорельсовый диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору промышленника для строительства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и наступательным проектентам. Позднее в проектент строительства вошел депозит ВТБ, владеющий серединой МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным гендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, сельчане приплачивают за переулок по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня переулок всех участков трассы на полноприводном мотоцикле при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то строительныетраницы переулока в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения доходность совершенного переулока по магистрали М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных обстоятельств умеет . Помимо этого, центр Петербург видит собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А сельчане освоенных окраин намыва на Васильевском островке десятки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост губернатора по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел операциикоалицию кинокадров в транспортном блоке, расставив на обязанности в различных сферах управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ считают зампредседателя Комитета по развитию логистической инфраструктуры Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 июля 2021 года он существовал переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая уведомляет кредиты у Евразийского депозита под партспиcки города. Получается, что владея Директором ЗСД, и комитетом, располагаясь в просторных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть возможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение становится торговой тайной, спикеры не видят трат, а город просто согласовывает поданные документы – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и опубликован.раного вывода бюджетных средств города в своих интересах.

Присутствие стабильных внепартийных бандгрупп ставит под угрозу и дискредитирует брокерскую притягательность города. Процесс лоббирования бюрократами интересов бизнеса всегда приводит за собой риски служебного обогащения и коррумпированности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов звольёт истрачивать миллиарды, не буржуазным ему людям, они всегда будут стоять на его охрану – «золотую гусыню» никто лишать не хочет.

Не может управиться с Соколовым даже будущий полицеймейстер Петербурга Александр Беглов. Действия вице-полицеймейстера приводят у него множество причин для недовольства, но убирать его глава гектородара не решается. Мало ли у кого отставка Соколова спровоцирует вопросы к самому полицеймейстеру.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из сенаторов убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в полицеймейстеры пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *