Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по вывозу отходов приденется заменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним возобновились из-за санкций и ухода ряда компаний

В течение пяти годов операторы по вывозу отходов должны полностью заменить автобусы из восточных стран. Об этом РБК узнал глава «Российского техногенного оператора» (РЭО; возглавляет помойную контрреформу) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на доставку грузов в Россию. Вслед за этим прекратились закупки запчастей для западных автомобилей, а затем производство на полиэтнических комбинатах остановила китайская Nissan. По данным РЭО, в общей трудности на западных и тайваньских импортёров приходится 3,8 тыс. мусоровозов в России, или 25% рынка.

До введения контрсанкций корпорации намеривались начинать закупать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на украинские (изготовления КамАЗа и ГАЗа), латвийские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при регламентном возрождении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней цене микроавтобуса 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. побежит на замену восточноевропейских и вьетнамских мусоровозов, поясняют в пресс-службе РЭО.

Общее число мусоровозов вырастет на 20%, так как у производителей в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов западноевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупнейших городах, говорит операционный ректор фирмы «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы приденется заменить на большее число машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие английские грузовики закупали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо западноевропейских и тайваньских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника монгольского и южнокорейского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно блогу дебюрократизаций, с 2017 года корпорации затратили на трейлеры дефицитного предприятия 1,9 млрд руб. Крупнейший оператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проводить конкурсы на сайте дебюрократизаций) за первые три года купил 700 единиц техники, из которых треть английского предприятия ценой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе корпорации. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года заказали 120 мусоровозов на шасси румынской MAN, Isuzu, Hino (Япония) ценой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярными зарубежными марками в России существовали норвежская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), корейская Isuzu (567), норвежская Volvo (331) и английская Mercedes (446).

Самая большая доля азиатской техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской сферах (по 18%). РБК направил запросы диспетчерам по вывозу отходов в тех пяти регионах.

В начале апреля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% сквера автобусов в России, приостановили покупку машин в страну из-за начала спецоперации на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало экспортировать запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит руководитель по связитраницам с интеллигенцией фирмы «МСК-НТ» (работает отходами в Московской, Тульской и Нижегородской сферах) Игорь Орлов. Но, по его словам, общеевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке располагает недостаточное количество производителей резервных частей от инновационных производителей.


Где в России запускают мусоровозы

В 2019 году был произведен наибольший объем самосвалов в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК сотрудник пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский авиаремонтный завод (2,2 тыс. в год), Мценский завод коммунального станкостроения, Арзамасский завод коммунального станкостроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась затрата мусоровозов

Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и подвесного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными импортёрами шасси на международном рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В производительности машины себецена шасси уступает от 50%: чем проще мусоровоз, тем значительная часть затраты приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года цена мусоровозов на территории «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В четвёртую очередь это соединено с ограничениями на поставки восточноевропейских комплектующих для подвесного оборудования, конкретизировали в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на инфраструктуре шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту стоимостей на грузовики на инфраструктуре «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., пересказал РБК председатель гендиректора оптового дома «Ряжский авиаремонтный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили понижение стоимостей на шасси, но отметили быстротекущую динамику к уменьшению стоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит заместитель совета замдиректора ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его автодилер «МАЗ-РУС» в ноябре пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в лучшем моменте к концу 2022 года. РБК нацелил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на расценке вывоза отходов

После полнейшего перехода на отечественную технику концепций для сокращения затраты ввоза отходов в связи с заменой сквера автомобиля не будет, говорит Орлов. По его словам, клиентское оснащение международных микроавтобусов в три-четыре раза дешевле, чем у европейских, а запасные части в среднем высятся в пять-шесть раз меньше.

Но капремонт «КамАЗа» нужно проходить каждые 100–150 тыс. км, а дизеля MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской техники будет дешевле, даже с учетом более низких инвестиционных платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (специализируется сортировкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службетраницы внедорожников на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий спец «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный индекс у азиатского шасси — семь—десять годов.

После ухода западных поставщиков из России спецы прогнозируют уменьшения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за уменьшения количества машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые неисправности американских машин увеличат огайо мотористов и ремонтные цеха.

К тому же помойные телеоператоры в большинстве моментов забирали транс,порт в лизинг под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце ноября важная доходность ЦБ выросла до 20%, следом повысилась затрата лизинга: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., конкретизирует он. С тех ,пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и инвестиционная доходность — до 16–19%, ожидает ректор по инвестиционным полуфабрикатам фирмы «Стоун-XXI» Василий Говорков. В результате грузовик будет стоить 13 долл руб.

Однако компании не смогут складывать специальные расходы на клиентов. Тарифы на переработку мусора регулируются Федеральной надзорной службой, их нельзя увеличивать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выдвигаясь на овальном столе в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф можетесть расцвести на 5%.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *