Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по ввозу отходов придется сменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний

В протяжение пяти годов операторы по ввозу отходов должны полностью заменить микроавтобусы из северных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского природоохранного оператора» (РЭО; курирует помойную реформу) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на орбиту грузов в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для общеазиатских автомобилей, а затем производство на международных комбинатах остановила корейская Nissan. По данным РЭО, в отдельной сложности на общеазиатских и корейских импортёров прийдется 3,8 тыс. мусоровозов в России, или 25% рынка.

До введения санкций фирмы сбирались продолжать поставлять новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на американские (производства КамАЗа и ГАЗа), эстонские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при плановом возрождении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней стоимости мусоровоза 9,5 долл руб. Из них 36,1 млрд руб. пойдет на замену восточноевропейских и тайваньских мусоровозов, поясняют в пресс-службе РЭО.

Общее колличество мусоровозов вырастет на 20%, так как у поставщиков в России, Белоруссии и Китае пока нет эквивалентов восточноевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупнейших городах, говорит шмиловадратный замдиректора фирмы «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на значительное колличество машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие английские самосвалы покупали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо общеевропейских и тайваньских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника вьетнамского и китайского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно блогу госзакупок, с 2017 года фирмы потратили на грузовики импортного предприятия 1,9 млрд руб. Крупнейший оператор по деятельности с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не надлежащ проводить конкурсы на сайте госзакупок) за следующие три года купил 700 единиц техники, из которых четверть английского предприятия затратой около 6 млрд руб., конкретизировали в пресс-службе фирмы. В пресс-службе ГК«Чистого города» (трудится в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года закупили 120 мусоровозов на шасси французской MAN, Isuzu, Hino (Япония) затратой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярными английскими фирмами в России существовали финская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), тайваньская Isuzu (567), финская Volvo (331) и английская Mercedes (446).

Самая большая доля западной техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы диспетчерам по вывозу отходов в этих пяти регионах.

В начале февраля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% парка трейлеров в России, приостановили закупку машин в страну из-за начала спецоперации на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для технологии из Европы в Россию, а также возросли сроки поставки комплектующих и цены, говорит сотрудник по связитраницам с публикой корпорации «МСК-НТ» (работает отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, азиатские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на спросе имеется достаточное число импортёров запасных частей от инновационных производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году был произведен минимальный объем мусоровозов в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины отбирают Ряжский авиаремонтный комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального приборостроения, Арзамасский комбинат комунального приборостроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как переменилась себестоимость мусоровозов

Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и дискового оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными импортёрами шасси на полиэтническом рынке существовали КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В себестоимости машины себесебестоимость шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем малейшая часть себестоимости приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года себестоимость микроавтобусов на базе «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В первую очередь это связано с ограничениями на закупки азиатских комплектующих для дискового оборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на территории шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту себестоимостей на мусоровозы на территории «КамАЗа» на 13%, с 7,5 долл до 8,5 долл руб., рассказал РБК заместитель замдиректора оптового дома «Ряжский пошивочный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили снижение себестоимостей на шасси, но отметили быстротекущую тенденцию к снижению себестоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит зампред совета замдиректора ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дистрибьютор «МАЗ-РУС» в апреле пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в лучшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в ту компанию.

Как замена машин скажется на себестоимости вывоза отходов

После полнейшего перехода на российскую технику предпосылок для сокращения стоимости вывоза отходов в связитраницы с заменой сквера транспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, сервисное техобслуживание росийских мусоровозов в три-четыре разкова дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем высятся в пять-шесть разков меньше.

Но капремонт «КамАЗа» нужно проведять каждые 100–150 тыс. км, а дизеля MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация зарубежной электроники будет дешевле, даже с учетом более низких лизинговых платежей, показывает пресс-служба «Ситиматик» (работает обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службы мотоциклов на базе «КамАЗа» превышает около трех годов, говорит ведущий специалист «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный показатель у западного шасси — семь—десять годов.

После ухода общеевропейских экспортёров из России специалисты прогнозируют сокращения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за сокращения большинства машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые неисправности международных машин уменьшат огайо инженеров и ремонтные цеха.

К тому же помойные телеоператоры в большинстве случаев брали автомобиль в лизингодатель под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце января важная ставка ЦБ выросла до 20%, следом повысилась цена лизингодательа: машина подорожала с 10 млн до 15,5 млн руб., поясняет он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и лизингодательовая ставка — до 16–19%, прогнозирует ректор по лизингодательовым товарам корпорации «Стоун-XXI» Василий Говорков. В результате прицеп будет стоить 13 млн руб.

Однако фирмы не смогут перекладывать дополнительные расходы на клиентов. Тарифы на переработку мусора оговариваются Федеральной налоговой службой, их нельзя понижать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на круглом столе в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф может вырасти на 5%.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *