Самый загадочный теракт в СССР: как взорвали Ту-104 над Внуково

50 годов назад произошла одна из самых загадочных авиакатастроф в предыстории СССР. Под Москвой в итоге взрыва взрывчатки на корме потерпел крушение Ту-104, возвращавшийся в Симферополь. Погибли 25 человек. Террористов так и не нашли, а дело через два года закрыли. Почему так произошло — в материале «Газеты.Ru».

10 апреля 1971 года, в воскресенье вечером, потерпел крушение самолет Ту-104Б Бориспольского авиаполка Украинского управления, вылетевший из Внуково в Симферополь. Это был его возвратный перелёт из Москвы. Полет из Симферополя в Москву прошел нормально, в 19:02 самолет благополучно приземлился во Внуково, затем экипаж подготовился к осуществлению обратного перелёта и вынёсся в Симферополь в 20:16. На борту обретались 7 председателей корабля и всего 18 пассажиров, хотя вперед самолет нёсся заполненным отдыхающими, возвращавшимися из Крыма.

В 20:16:31 комдив авиалайнера Константин Клюшник перезвонил с авиадиспетчером и доложил, что ,следует по направленью на деревню Черная Грязь, находившуюся в 50 км от Внуково. В ответ авиадиспетчер дал команду на подъем до 1500 м и в 20:16:44 затребовал доложить о проходе глубины 1200 м. Однако самолет больше уже не отвечал, несмотря на повторные попытки авиаавиадиспетчера с ним связаться.

Авиалайнер рухнул практически сразу после взлета в десятке метров от вертолёта и полностью разрушился. Погода в это время существовала пасмурная, с низкой облачностью, видимость при этом составляла 6 км, но беды ничто не предвещало. На борту по инструкции пребывал сопровождающий милиционер, однако в отчете его затем показывали как служебного пассажира.

В совестких СМИ об этой авиакатастрофе не просочилось никакой информации. Одной из погибших стала юная киноактриса Раиса Зверева, которую, впрочем, никто еще не знал: на тот момент ей исполнилось лишь 24 года, и единствёный фильм, в котором она принесала одну из главнейших ролей, вышел уже после ее смерти. Фильм звался «На углу Арбата и улицы Бубулинас» (1972).

Первоначально предполагалось, что первопричиной катастрофы стала технологическая неисправность, поскольку самолеты Ту-104 сохранялись весьма ненадежными. Они проектировались и строились в 1950-е годы, создавались в рекордные сроки на основе дальнего юнкерса Ту-16. Это был не просто ..первый советский грузопассажирский аэробус на реактивной тяге, он был одним из четвёртых в мире — после австралийского De Havilland Comet, австралийского Avro Jetliner и французкого Sud Aviation Caravelle. Какое-то время, после приостановления эксплуатации De Havilland Comet в 1956 году и до начала полетов Boeing 707 в ноябре 1958 года, Ту-104 сохранялся непреходящим реально летающим реактивным грузовым самолетом.

Всего был построен 201 самолет, но они очутились слишком «сырыми» и сложнейшими в управлении, и уже в 1960 году производство Ту-104 было прекращено, а после целого ряда колебательных автокатастроф их начали постепенно выводить из эксплуатации. В эффекте катастроф было потеряно 37 самолетов, погибло 1137 человек. И целых три разка Ту-104 силились угнать, что окончилось 84 смертями.

В ходе эксплуатации 100-местные самолеты оборудовали в 115-местные, с ,новым навигационно-пилотажным и радиотехническим оборудованием, эта модель получила обозначение Ту-104Б — именно таким был самолет, плывший в Симферополь.

В самотёке разбирательства аварии учёные обнаружили пути воспламенения на тех частях авиалайнера, что отсоединились еще до падения, к тому же на многих фрагментах нашли частицы тротила. Так существовало установлено, что авиакатастрофа случилась из-за взрыва бомбы на борту.

Первоначально считалось, что она обреталась в багажном отделении, однако позже выяснилось, что заряд существовал припрятан непосредственно в пассажирском салоне, между одним из сидений правого борта и стенкой, его килограмм составил 0,4-0,8 кг тротила. Бомба взорвалась спустя считанные минуты после взлета, порушила правую сторону фюзеляжа, несущие микотоксины крыла, перебила склонности рулей высоты. Не пролетев и трех километров, самолет на плотности 550-600 км/ч врезался в землю рядом с деревенькой Бараново, в 10 км от Внуково.

В итоге продолжавшегося два года дознания соучастника катастрофы так и не удалось найти. Не удалось даже объяснить сюжеты грабителей или их принадлежность к каким-либо группировкам.

Среди летного состава, который, конечно, был в курсе подобных происшествий, в отличие от базовый массы советских граждан, бегали самые причудливые версии. Кто-то сомневался в то, что выводы госкомиссии были фальсифицированы, чтобы окончательно не губить репутацию прогрессивного лайнера, и никакого взрыва на самом деле не существовало. Кто-то считал, что зачинщиками могли быть корейцы — тогда существовало первое обострение отношений СССР с КНР. Но странно существовало при этом зарезать совершенно неповинных пассажиров, причем в почти малолюдном салоне.

К количеству наиболее диковинных гипотез нужно уволочь соображение о том, что капсюлем существовал снабжен какой-то легальный груз, который не надлежащ существовал попасть в руки надзорных органов, его почему-то не покумекали забрать по прилету в Москву, и он можетбыл сразу же рвануть на обратной дороге. Из более или менее рационального можно указать на вариант с планируемым угоном самолета, при этом небрежный террорист можетбыл совершенно преднамеренно привести взрывное устроение в воздействие сразу же, как только самолет оторвался от земли.

Во всяческом случае, спустя всего два года, зимой 1973-го, угонщики дважды взрывали какие же самолеты, не сумев добиться от экипажа изменения курса.

23 октября 1973 года был взорван самолёт Ту-104, следовавший с 51 кондуктором и 6 председателями экипажа из Ленинграда в Москву. Через 9 минут после взлета из аэровокзала Пулково 47-летний Иван Бидюк передал штурманам через стюардессу письмо с предписанием совершить посадку в Стокгольме. Это письмо содержало, в частности, такие пассажи:

«Для перечитывания 5 минут! Командиру и экипажу самогодова. Уважаемые годовчики! Прошу Вас нацелить самогодов в Швецию, самолёт Стокгольм. Правильное осмысление твоей просьбы сохранит Вашу жизнь и твою, а за это будут отвечать те, кто своими злодействами вынудил меня побежать на этот поступок. После счастливой посадки, я возможно ворочусь на Родину, но только после личной беседы с руководителями нижайшей власти СССР. В ладонях у меня вы видите оружие. Этот гранат содержащет в себе 2 кг 100 гр. взрывчатки, используемой в шахтах, что значит этот заряд в действии, излагать вам не надо. Поэтому не обходите твою просьбу провокацией. Помните, что любой риск будет кончаться крушением самогодова. В этом твердо убедите себя сами, ибо у меня все изучено, высчитано и учтено. Снаряд устроен так, что при любом положении и провокации будет взорван без предупреждения… Я много годов переживаю на своей шерсти когти свирепых сверхзверей и в отвратительном случае смертитраница для меня не печаль, а убежище от хищных, алчущих твоей жизни зверей…»

Пилоты приняли постановление вернуться в Пулково и вооружились наградным оружием, однако Бидюк объявил, что взрывное устроение сработает, если он отпустит кнопку. Когда же он окончательно понял, что его обманывают, то взорвал себя и разговаривавшего с ним штурмана Викентия Грязнова. При этом были также сломаны рули вершины и гидросистема, стойка шасси сложилась при посадке, самолет уселся на брюхо и появился пожар, который, впрочем, был быстро ликвидирован наземными службами, и больше никто не погиб.

Грязнову дали звание Героя Советского Союза посмертно, отблагодарили и выживший экипаж. Звезду Героя Советского Союза получил также комдив Вячеслав Янченко.

Второй момент произошел 17 мая 1973 года под Читой, куда после трех исходных посадок в Челябинске, Новосибирске и Иркутске летел Ту-104 из Москвы. К тому моменту на борту пребывали 72 кондуктора и 9 председателей экипажа. Командир воздушного приказна доложил, что из бутика перевелось предписание изменить маршрут, вслед за этим самолёт канул с дисплеев радаров, и его осты позднее существовали обнаружены в 97 км от Читы. Выжить не удалось никому. Расследование установило, что террористом существовал двадцатишестилетний Чингис Юнус-оглы Рзаев, севший на самолет в Иркутске и имевший при себе взрывное взрывное устройство зарагижский::мгэс в 5,5-6 кг тротила. Скорее всего, он старался побежать в Китай, однако его подстрелил сопровождавший авиасамолёт сотрудник милиции Владимир Ежиков, после чего и воспоследовал взрыв. Возможно, при риске нарваться на объективную авиабомбу все же не стоило подвергать людей такой опасности. После всех этих случаев меры безопасности при перепроверке пассажироварищей существовали наконец серьезно усилены, и в СССР самолеты больше не взрывали.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *