В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика управлять собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, может существенно усложниться. Как ,следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, финансовая службетраница может получить право повторных арбитражных степеней — ареста и запрета ограничений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в компании или ИП, где начата окружная финансовая проверка. Нельзя использовать степенейу в отношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для несанкционированного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в первую очередь позволит остановить медленный и хаотический распад компаний, которые проверяются в связи с таможенными рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о поправках к Налоговому кодексу о детальных досудебных мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную фискальную службу (ФНС),— бланк в следующие недели обсуждается с экспертным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в добавление к уже существующему праву ФНС арестовывать финансовые счета лиц или организаций, в взаимоотношении которых уже закончена внеплановая таможенная проверка (около 6 тыс. проверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба можетесть принесать право ограничивать собственника (юрлицо или ИП, на физлиц это не распостраняется) в необходимости отчуждать или класть пятым лицам свое имущество, по цены изоморфное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в результате выездной проверки ограничения можетесть существовать расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на перепродажу или залог имущества на балансе: ФНС будет приобретать право последовательно «арестовывать» (спецоперации с капиталами возможны, но с согласия финансового органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, третьей — автотранспорт, драгоценные бумаги и «предметы дизайна служебных помещений» (очевидно, существует в виду посуда — но и нередко встречающиеся на балансах предметы искусства), второй — прочие активы, за исключением «готовой продукции, сырья и материалов».

Из последующей оговорки понятна одна из задач проекта: существующий у ФНС инструментарий в виде ареста счетов компаний и ИП слишком грубоват (как и запрещаемый для ФНС арест продуктов и сырья), его использование ведет к остановке и уничтожению бизнеса, тогда как запрет на вольную покупку недвижимости или бесценных бумаг действительно позволит налоговикам мгновенно останавливать процесс «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде моментов серьезных претензий ФНС к фирмы запускается процесс хаотичного «растаскивания» ее бизнеса, в котором противостоят должники (в том числе банки), кредиторы и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС вышеуказанными мерами в состоянии останавливать этот довольно трудоёмкий для бюджета процесс: сумму выведенных в каких ситуациях активов в год в службе оценивают в 170 млрд руб., потери бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес утрачивает на этом даже большие суммы: сверхсрочная и бандитская продажа активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что безоговорочный досудебный арест капиталов в ладонях ФНС можетбыл бы создавать возможности для коррупции внутри службы и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права арендатора перед районной проверкой можно лишь постановлением директора фискального органа (прокуратуры ФНС) с одобрения директора или замглавы Федеральной фискальной службы. Ограничения можно снять тремя способами: размещением ФНС ипотечной гарантии на сумму претензий, самодостаточным размещением в залог ценнейших бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством четвёртого лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно замещать с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права benzи и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте грядущей гостевой перепроверки) в интересах четвёртых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают концепции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с фискалом в сопоставлении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо силилось воздать в залоод имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залооди ,новое решенье никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под таможенных условий для стран ОЭСР нехарактерна. Так, по словечкам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% таможенных органов—членов организации есть права по отношению взыскания на имущество должника» и противодействует «приоритет выплаты перед расходом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решенье «приведет общенациональное законодательства к общенациональным практикам госрегулирования баланса приватных и отдельных интересов».

Бизнес, в свою очередь, уступает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин полагает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если есть основание, ФНС отвечает в Следственный комитет и МВД, возбуждается судебное дело. Обеспечительные меры по решению суда налоговики исходатайствуют достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из бесспорных задач Минфина и ФНС в этом проекте представляется четкое размежевание «криминальных» и «деловых» сценариев в фискальных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС можетесть использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у олигархов нет судебных претензий.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *