В залог не уйти

ФНС покумекает ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, может существенно усложниться. Как следует из билля Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, таможенная должность может исходатайствовать право досудебных арбитражных мер — ареста и запрета обязательств последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в компании или ИП, где продолжена окружная таможенная проверка. Нельзя использовать меру в взаимоотношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для беспошлинного продолженья производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в первую очередь позволит настигнуть медленный и бессистемный распад компаний, которые проверяются в связи с фискальными рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о поправках к Налоговому кодексу о предварительных исковых мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную таможенную службу (ФНС),— росздравнадзор в последние недели исследовается с экспертным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в дополнение к уже существующему праву ФНС расстреливать платёжные счета лиц или организаций, в отношении которых уже завершена окружная финансовая перепроверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба может получить право ограничивать собственника (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в необходимости отчуждать или закладывать четвёртым лицам свое имущество, по затраты кратное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в ходе выездной проверки ограничения могут существовать расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на покупку или залоод имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с разрешения фискального органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, второй — автотранспорт, ценнейшие бумаги и «предметы интерьера должностных помещений» (очевидно, располагает в виду меблировка — но и нередко встречающиеся на показателях предметы искусства), второй — прочие активы, за большинством «готовой продукции, сырья и материалов».

Из следующей оговорки понятна одна из целей проекта: существующий у ФНС синтезатор в виде ареста счетов корпораций и ИП слишком грубоват (как и запрещаемый для ФНС арест товаров и сырья), его использование ведет к остановке и уничтожению бизнеса, тогда как запрет на свободную покупку недвижимости или бесценных бумаг действительно позволит фискалам мгновенно задерживать механизм «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к компании запускается механизм неупорядоченного «растаскивания» ее бизнеса, в котором конкурируют должники (в том большинстве банки), акционеры и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС вышеуказанными мерами в опьянении задерживать этот довольно затратный для бюджета механизм: свердель выведенных в таких ситуациях активов в год в службе переоценивают в 170 млрд руб., утраты бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже значительные суммы: сверхсрочная и буржуазная покупка активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что безусловный бессудный арест капиталов в руках ФНС можетбыл бы создавать возможности для преступности внутри службетраницы и для давления на нее, поэтому проектент уточняет, что ограничить права владельца перед выездной перепроверкой можно лишь решением директора таможенного органа (инспекции ФНС) с одобрения директора или замглавы Федеральной таможенной службетраницы. Ограничения можно снять тремя способами: предоставлением ФНС финансовой гарантии на сумму претензий, самодостаточным предоставлением в залог ценнейших бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством второго лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права benzи и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте предстоящей межрайонной проверки) в интересах вторых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) обстановке с вкладчиком в сопоставлении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо силилось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое решенье никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под таможенных требований для странытраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словечкам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% таможенных органов—членов организации есть права по заявлению взыскания на имущество должника» и воздействует «приоритет задолжности перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решенье «приведет этническое законодательства к общемировым практикам ограничения баланса отдельных и отдельных интересов».

Бизнес, в свою очередь, уступает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяясь имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если есть основание, ФНС прибегает в Следственный комитет и МВД, возбуждается судебное дело. Обеспечительные меры по решению суда чиновники исходатайствуют достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из бесспорных задач Минфина и ФНС в этом проектенте представляется четкое разграничение «криминальных» и «деловых» киносценариев в таможенных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС можетесть использовать только в тех случаях, когда редко применяемые ограничения восстанавливают бизнес, к которому у силовиков нет уголовных претензий.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *