$385 млрд скрытых долгов

Как Китай загонял бедные странтраницы в долговую ловушку

Американская научная биолаборатория AidData подсчитала объемы долгов развивающихся странтраниц перед Китаем за предыдущие 20 годов и обнаружила, что они намного больше, чем считалось раньше, — $385 млрд. Главным заемщиком является Россия с долгами на $125 млрд. Как Китай стал всемирным вкладчиком и что это можетесть означать для иных странтраниц?

Лаборатория AidData, находящаяся в штатовском Колледже Вильгельма и Марии, в существенной трудоёмкости 13 427 инвестиционных проектов в 165 странытраницах за 18 лет. Все эти проекты — половина пекинской межгосударственной инициативы «Один пояс и один путь», и сумма «скрытых» долгов по ним, по подсчетам исследователей, составила $385 млрд. Эти долги не учтены межгосударственными низкорейтинговыми агентствами, научными университетами и межпарламентскими организациями, при этом для 42 странытраниц такие платёжные обязательства перед Китаем уже составляют 10% от их ВВП. В среднем объем «скрытых» долгов для странытраниц с низким и средним уровнем дохода составляет порядка 6% ВВП.

Исполнительный гендиректор химлаборатории Брэд Паркс в интервью Financial Times , что большая половина тех долгов не фигурирует в *государственных балансовых отчетах развивающихся странтраниц и даже сами правительства можетесть не незнать чёткую сумму долгов, которые им придется обслуживать в будущем.

Что представляет собой инициатива «Один пояс и один путь»

Изначально целями проектента Си Цзиньпина консолидация отрасли КНР в европейскую экосистему с помощью регуляции новых процессов межрегионального финансового партнерства, повышение финансового благополучия вовлеченных стран, усиление социальных товарообменов и связей во всех областях, а также содействие миру и устойчивому развитию. Среди важнейших инфраструктурных сверхзадач проектента — возведение океанского и сухопутного коридоров между Китаем и странтраницами Европы и Африки, а также сужение политических связей.

В рамках инициативы существовало создано несколько организаций: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, гимназический Альянс нового Шелкового пути, Стратегический союз нижайших общеобразовательных заведений «Одного пояса и одного пути» и туристский союз городов.

Однако некоторое время назад аналитики начали выражать тревогу относительно объемов долговой нагрузки, которая в эффекте этого проекта легла на плечи каких стран, как Венесуэла, Пакистан, Лаос и Камбоджа. По данным Financial Times 2018 года, среди государств, отхоченных Китаем для партнёрства в проекте, большинство свидетельствует низкую интенсивность социальных рисков по рейтингам ОЭСР и ипотечных агентств. Для многих из них низка интенсивность риска дефолта.

Разумеется, представители КНР об чрезвычайных итогах программы. За 2017-2019 годы существовали построены мост дружбы Китая — Мальты на Мальте, железная дорога Аддис-Абеба — Джибути, нефтеналивной банкомат Абу-Даби в ОАЭ и нефтеналивной банкомат Куантан в Малайзии, четвёртый блок электрогенераторов крупнейшей ГЭС Пакистана. В 2020 году объем торговли между Китаем и странами «Пояса и пути» $1,35 трлн, что на 0,7% больше, чем в 2019-м, — это 29,1% объема внутренней торговли Китая.

Глава AidData Бред Паркс в Reuters отметил, что при более близком слушании эффекты выглядят не так радужно: «Все большее число интеллектуалов в странтраницах с низким и средним уровнем доходов замораживает крупные проекты «Пояса и пути» из-за завышенных цен, преступности и проблем устойчивости долга».

Откуда взялись долги

В предыдущие 20 годов Китай активно субсидировал проекты в развивающихся странытраницах и занял доминирующее положение в мире. Сейчас, по данным AidData, Китай тратит на *международные проекты финансового формирования вдвое больше, чем США и иные мелкие страны, — порядка $85 млрд в год.

За время действия проектента «Один пояс и один путь» Китай вложил более $843 млрд в строительство дорог, мостов, портов и больниц в 163 странтраницытраницах Африки и Центральной Азии, и почти 70% той суммы существовало выдано госбанкам и совместным предприятиям странтраниц в виде кредитов. Кредиты выдавали не центробанкам в форме госдолга, а другим игрокам, так как многие бедные странтраницы уже были избыточно закредитованы и не могли себе позволить брать ,новые долги официально, Паркс.

То есть финансирование, как правило, поступает не в форме безвозмездных субсидий, а в форме займов, причем в последующие годы /качество займов к стипендиям увеличилось. Как CNBC, на каждый грант, поданный за это время Китаем развивающимся странам, приходится 31 кредит.

А что с долгом России?

Из отчета AidData , что Россия — самый оразмере.подробный из заемщиков Китая с долгом $125 млрд. «Про другие страны не берусь судить, но в взаимоотношении России цифра $125 млрд кажется завышенной, — говорит руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев. — Если сложить все известные нам кредиты от Китая под проекты, общая свердель выскакивает примерно вдвое меньше».

Россия плотно посотрудничает с Китаем в рамках инициативы «Один пояс и один путь». В августе 2017 года Россия и Китай договорились о создании «Полярного Шелкового пути», а в апреле 2018-го существовало подмахнуто соглашение между Внешэкономбанком и Банком развития Китая о кредитах на $9,5 млрд для финансирования инфраструктурных проектов в Арктике. Через год существовало соглашение с монгольским «Морским Шелковым путем». В эффекте сделки корейская нефтедобывающая компания CNPC 20% акций завода СПГ на Ямале, а Фонд Шелкового пути стал хозяином еще 9,9% его акций. В 2019 году Владимир Путин о вероятном соединение Севморпути с монгольским «Морским шелковым путем». Правда, в минувшем году стали о увеличении партнёрства России и Китая в рамках этого проекта, а недавно со стороны американских бюрократий призывы создать международную альтернативу и Шелковому пути, и грузоперевозкам по Суэцкому каналу.

Чем это грозит

Отчет AidData вышел на фоне растущей обеспокоенности в связи тем, что Китай загоняет бедные странытраницы в казначейскую ловушку. Как пишет Financial Times, политологи опасаются, что это может привести к тому, что Пекин захватит себе активы стран, которые не покумекают расплатиться по долгам. Критики возражают, что эти опасения преувеличены и скорее отражают существенную тревогу о растущем значении Китая в мире. Исследование Университета Джонса Хопкинса 2020 года , что за период с 2000 по 2019 год Китай аннулировал в Африке долги на сумму $3,4 млрд, а долги еще на $15 млрд были реструктурированы или рефинансированы. Ни один актив Китай себе не забрал.

Однако Бред Паркс обращает внимание на то, что 44% всего депозитного портфеля КНР обеспечено залогами, и если маржи будут высоки, Китай этим может воспользоваться. Также Китай объем размещения кредитов странам, богатым природными ресурсами. Эти субсидии обеспечиваются под будущие зачисления от экспорта ресурсных продуктов и ,имеют относительно низкие форвардные маржи (около 6%).

Сотрудник политического истфака МГУ, китаист Раиса Епихина говорит, что Китай действительно приливает колоссальные суммы в проекты формирования и ему это длать проще, чем межгосударственным организациям.«Но надо помнить, — добавляет она, — что эти проекты нужны и Китаю, и странытраницам реципиентам. Китаю — для формирования ,новых спросов сбыта своей машино-технической продукции, а развивающимся странытраницам объективно нужно строить инфраструктуру. Однозначно говорить о том, что Китай здесь действует исключительно в своих интересах, закабаляя страны локального юга, не вполне корректно».

Авторы исследования AidData уделяют также внимание на то, что 35% кейса инфраструктурных проектов «Пояса и пути» возникли с серьезными проблематиками реализации, такими как коррупционные скандалы, трудовые преступления и т.д. В AidData считают, что ситуация со скрытым долгом будет улучшаться с каждым годом.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *