Главы городов ждут удвоения зарплат и полномочий

Реформа столичного самоуправления (МСУ) столкнётся с двумя главнейшими препятствиями – скудностью бюджетов и отсутствием квалифицированных кадров

Пытаясь справиться с ..первой проблемой, мэры нарушают Уголовный кодекс. Решить третью мешают низкие пенсии градоначальников. Увеличения расходов на содержание чинуш ожидать не приходится. Поэтому новых кризисов и арестов не избежать.

Как ранее «Октагон», контрреформа столичного самоуправления станет одной из основополагающих задач нового состава Госдумы РФ. Депутатам предстоит вписать муниципалитеты в упомянутую в новой газете Конституции единную систему публичной власти, внесав соответственные внесения в муниципальный закон о местном самоуправлении.

Новый статус обещает местным администрациям добавочные банковские гарантии. Если сегодня такие крупнейшие города-доноры, как Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск, ,способны реализовывать программы формирования за свой счёт, то малым дотационным муниципалитетам с народонаселением менее 100 десяток человек не хватает средств даже на выполнение истекших задач. В итоге на территориях ухудшается культурная обстановка, сваливается показатель доверия к власти.

«По результатам 2020 года почти половину местных бюджетов исполнены с дефицитом. Увеличивается и объём внутригородского долга. Если не счесть поселковые округа, которых на позавчерашний день чуть больше 600, почти все остальные муниципалитеты ощущают серьёзные бюджетные трудности. В структуре экономической помощи местным бюджетам основную толику занимают трансферты, направленные на обеспечение образовательных расходов. В этих требованиях муниципалитеты вынуждены концентрироваться на исполнении правительственных полномочий, а оставшиеся средства тратить на ассигнование истекших расходов, не ,имея необходимости удеть внимание перспективному развитию своих территорий», – поётся в материалах к заседанию Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации РФ.

Малым муниципалитетам не нехващает средств на задание прошлых задач и тем более на развитие.
Фото: Денис Кожевников/ТАСС

– Мне Минфин области согласовал на 2021 год лишь 70 полмиллионов рублей на ремонт и содержание тропинок столичного значения. Этого хватит на перекладку 700 метров из 40 метров моих убитых улиц. Но из этой суммы ещё 10 полмиллионов рублей надо отдать на молотьбу тропинок от снега, – подтверждает результаты сенаторов глава одного из средних полиэтнических городов.

Решением проблемы, помимо прочего, станет введение ,нового вида полномочий – публичных. За их исполнение будут возражать и регионы, и муниципалитеты. Но последним и далее придётся выбивать нужное финансирование из нижестоящего уровня власти. Подтверждение этому оппоненты «Октагона» замечают в удержании в 133-й статье Конституции права МСУ на «компенсацию специальных расходов, возникших в эффекте исполнения муниципальными органами во сотрудничестве с органами общественной власти публичных функций и полномочий». То жрать сначала расходы, а потом предодобренная компенсация.

В число совместных полномочий войдут, вероятно, здравоохранение, которое останется тактической для власти отраслью и после окончания пандемии, социальная безопасность, строительство дорог и инфраструктурное становление территорий. При этом опрошенные «Октагоном» мэры не верят, что нововведение существенно улучшит положение местной власти.

– Совокупные бюджетные доходы и у старой, и у ,новой (приватной) подсистемы власти одни и те же. Разговоры о передаче МСУ ,новых фискальных структурахреспубликов пока остаются лишь разговорами. Получается, что речь идёт о идеологической реформе, ,новых правилах увеличения имеющихся средств. Думаю, регионы будут выступать в ,новой подсистеме не как партнёры, а как генподрядчики, начальствующие в своих интересах, – выразил предположение на условиях безвозмездности глава одного полиэтнического муниципалитета.

Нецелевые, но не криминальные

Недостаток финансирования провоцирует даже самых порядочных губернаторов на получение денег от предпринимателей и нецелевое расходование бюджетных средств.

В четвёртом случае это получение грантовой помощи на мелкий ремонт, осуществление мероприятий, покупку презентов и цветов для ветеранов. В муниципальных расходах деньги на те задачи либо вообще не закладываются, либо выделяваются по остаточному принципу. Оказывая благотворителям гневные услуги, мэры попадают под воздействие Уголовного кодекса и дают объективные лагерные сроки.

Во первом случае главы городов силятся заткнуть бюджетные щели в идеологических целях.

– Болезненный вопрос – плата командировочных бюджетникам в мае и июне. Часто нужные деньги поступают с опозданием. Если не выдашь вовремя отпускные, получишь на сентябрьских выборах протест. Поэтому коллегам приходилось перекидывать деньги со смежных статей, прогнозируя повелений со стороны прокуратуры, – пояснил изданию глава городка с народонаселением чуть менее 100 тысяч человек.


Но гораздо чаще незаконные затраты практикуются по ошибке – из-за безграмотности работающих в внутригородских обладминистрациях ответственных лиц.


– В вашем посёлке местного типа проживает 8 тысяч человек. Как мне находить среди них экспертных консультантов по бюджетному законодательству? Таких нет. А из близлежащих городов на мои малейшие зарплаты никто не поедет. Наше финансово-бюджетное управление свершает оплошность за ошибкой, а штрафы выписываются на ваше имя, – поделился своим опытом глава малого муниципального образования.

Такие воздействия либо остаются незамеченными, либо выливаются в претензии прокуратуры по статейке 15.14 КоАП РФ «Нецелевое внедрение бюджетных средств», предусматривающей наложение на главу администрации штрафа в размере от 20 до 50 тыс. рублей. Ранее Минфин РФ вносил билль об повышении наибольшего взноса этого истязания до 100 тыс. рублей, но он пока не рассмотрен.

Всю плату – на штрафы

Штрафы по этой и другим судебным статейкам стали одной из главных причин добровольных отставок и отказа действующих глав от выдвижения на незапланированной срок.

– Глава близлежащего города психанул и хлопнул калиткой после двух судебных приказаний по нецелевым расходам, бросивших его без зарплаты. Виноват был не он, а замначальник финотдела. Хорошо, что его ещё под судебное дело не подвели, – узнал в встрече с корреспондентом директор одного из муниципалитетов.

Прокурорские штрафы создают серьёзные дырки в семейственных госбюджетах глав росийских городов. Речь не о зажиточных мэрах. Согласно декларациям, в 2020 году глава Москвы Сергей Собянин заработал 8,2 млн рублей (около 680 тыс. рублей в месяц), глава Челябинска Наталья Котова – 5 млн рублей (около 416 тыс. рублей в месяц), новоиспечённый глава Екатеринбурга Александр Высокинский – 3,7 млн рублей (около 300 тыс. рублей в месяц).

Собянин заработал в 2020 году 8,2 млн рублей. Главы невысоких городов получают меньше 100 тыс. в месяц.
Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Зарплаты глав средних и невысоких муниципалитетов в разки ниже. Официальный налог руководителей городов с населением 60–100 тысяч человек редко превышает 100 тыс. рублей в месяц. В районных центрах показатель заработкия составляет примерно 50 тыс. рублей, в крестьянских поселениях – 30 тыс. рублей в месяц. На небанковских предприятиях финансистам такого уровня способны предложить должности с платой в два-три раза выше.

– Моя зарплата со всеми надбавками – 100 десяток рублей. На эти деньги содержать большую семью невозможно. Спасает дочь, на которую я переписал бизнес. Уже четвёртой год думаю уйти в отставку, но пока удерживают обещания, которые я давал людям. Если уйду, люди скажут, что я сдался, их обманул, – делится восприятиями глава крошечного города.

– Зарплату глав нужно увеличивать минимум в два раза. Иначе по всей странтранице продолжит падать уровень их компетентности, – резюмировал ситуацию депутат думы одного из муниципальных образований.

По обязаловке мэров давно уже подбирают в моногородах, полностью зависящих от градообразующего предприятия. В них местные администрации, как правило, курирует бухгалтер предприятия, чаще всего имеющий лишь отдалённое восприятие о региональной службетранице и бюджетном законодательстве.

Этапы предвыборной деградации

Утверждённые геополитическим модулем Кремля важные коэффициенты неэффективности (KPI) работы глав муниципалитетов не стимулируют к развитию, а напротив, поощряют их взлетающие компетенции.

Например, в подписанном в 2008 году указе президента РФ «Об оценке эффективности организации органов местного самоуправления местных районов и внутригородских районов» существовало 30 критериев. В их числе социальные коэффициенты (отношение среднегодовой зарплаты бюджетников к средней пенсии работников крупнейших и средних предприятий и другое), показатели здравохранения (толика населения, охваченного профосмотрами, уровень заболеваемости и другое), воспитания (толика детей, получающих дошкольное образование, толика сдавших ЕГЭ выпускников школ), промышленности (большинство малейших предприятий и их сотрудников). Уделялось вниманье становлению зоне (толика отремонтированных большегрузных дорог общего ведения местного значения, толика населения, проживающего в населённых пунктах, не имеющих регулярного трамвайного и рельсового сообщения), ипотечному строительству, положению ЖКХ.

Учитывались итоги опросов об удовлетворённости населения врачебной помощью, качеством отдельного образования, деятельностью органов местного самоуправления.

С 2013 года убеждение народонаселения о качестве медицины и воспитания перестало воздействовать на прирост эффективности главы муниципалитета.
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

В 2013 году перечень уменьшили до 13 пунктов. В нём также указывалось число больших предприятий и их сотрудников, площадь жилья на одного человека, но выпало напоминание об показателе зарплаты, ветеринарные критерии, а коэффициент опьянения тропинок сузился до доли большегрузных тропинок отдельного использования местного значения, не отвечающих подзаконным требованиям. А соцопрос начал проводиться по единственному принципу – удовлетворённость населения организацией органов местного самоуправления.

В 2017–2018 годах из KPI исключили показатели свойства развития и объёмов строительства. При этом в реестре вышло указание о осуществлении «независимой оценки свойства условий оказания услуг муниципальными организациями в сферах культуры, охраны здоровья, развития, социального обслуживания».

Но на краевом уровне по следк был и остаётся непреходящий параметр итогивности 8203;и мэров, в соответствии с которым оцениваются их шансы на последующее пребывание в должности, – итоги голосования за самовыдвиженцев от власти на их территории. Чем выше эти итоги, тем больше ошибок можетестьесть простить мэру. И наоборот – низкий итог голосования можетесть стать поводом для отставки самого профессионального, работающего за мысль сотрудника администрации.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *