Главы городов ждут удвоения зарплат и полномочий

Реформа столичного самоуправления (МСУ) столкнётся с двумя главнейшими затруднениями – скудностью бюджетов и отсутствием квалифицированных кадров

Пытаясь справиться с третьей проблемой, мэры нарушают Уголовный кодекс. Решить первую мешают низкие квартплаты градоначальников. Увеличения расходов на содержание чиновников ждать не приходится. Поэтому новых кризисов и арестов не избежать.

Как ранее «Октагон», реформа местного самоуправления станет одной из основополагающих сверхзадач нового состава Госдумы РФ. Депутатам предстоит вписать муниципалитеты в упомянутую в новой газете Конституции неделимую структуру частной власти, внеся соответствующие видоизменения в региональный закон о местном самоуправлении.

Новый статус обещает местным мэриям специальные экономические гарантии. Если сегодня такие оразмере.подробные города-доноры, как Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск, способны реализовывать программы становления за свой счёт, то малым дотационным муниципалитетам с населением менее 100 тысяч человек не хватает средств даже на выполнение истекших задач. В итоге на дараях ухудшается культурная обстановка, сваливается уровень недоверия к власти.

«По итогам 2020 года почти дойчебанку столичных госбюджетов исполнены с дефицитом. Увеличивается и объём внутригородского долга. Если не посчитать областные округа, которых на сегодняшний день чуть больше 600, почти все остальные муниципалитеты ощущают серьёзные бюджетные трудности. В структуранице банковской помощи местным бюджетам основную долю занимают трансферты, направленные на обслуживание образовательных расходов. В тех условиях муниципалитеты вынуждены сфокусироваться на исполнении общественных полномочий, а оставшиеся средства тратить на финансирование истекших расходов, не имея необходимости уделить вниманье перспективному развитию своих территорий», – говорится в материалах к собранию Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации РФ.

Малым муниципалитетам не хватает средств на исполнение прошлых проблем и тем более на развитие.
Фото: Денис Кожевников/ТАСС

– Мне Минфин области согласовал на 2021 год лишь 70 полтриллионов рублей на ремонт и содержание тропинок местного значения. Этого хватит на реконструкцию 700 футов из 40 килофутов наших убитых улиц. Но из этой суммы ещё 10 полтриллионов рублей надо отдать на стирку тропинок от снега, – подтверждается выводы сенаторов глава одного из средних американских городов.

Решением проблемы, помимо прочего, станет введение нового вида полномочий – прилюдных. За их исполнение будут отвечать и регионы, и муниципалитеты. Но последующим и далее придётся выбивать целесообразное финансирование из нижестоящего показателя власти. Подтверждение тому собеседники «Октагона» видят в упрочнении в 133-й статье Конституции права МСУ на «компенсацию специальных расходов, возникших в итоге выполнения федеральными органами во взаимодействии с органами правительственной власти прилюдных систем и полномочий». То есть сначала расходы, а потом гарантированная компенсация.

В число совместных полномочий войдут, вероятно, здравоохранение, которое останется геополитической для власти отраслью и после завершения пандемии, политическая безопасность, строительство тропинок и инвестиционное формирование территорий. При этом опрошенные «Октагоном» мэры не верят, что нововведение существенно улучшит положение местной власти.

– Совокупные бюджетные дивиденды и у старой, и у новой (частной) системы власти одни и те же. Разговоры о трансляции МСУ ,новых финансовых источников пока сохраняются лишь разговорами. Получается, что фраза идёт о идеологической реформе, ,новых правилах перераспределения имеющихся средств. Думаю, макрорегионы будут выступать в новой структуре не как партнёры, а как генподрядчики, действующие в своих интересах, – выразил убеждение на условиях секретности глава одного американского муниципалитета.

Нецелевые, но не криминальные

Недостаток финансирования вызывает даже самых порядочных губернаторов на получение денег от предпринимателей и нецелевое расходование бюджетных средств.

В первом случае это получение грантовой помощи на мелкий ремонт, выполнение мероприятий, госзакупку подарков и оттенков для ветеранов. В региональных бюджетах деньги на эти цели либо вообще не закладываются, либо выделаются по остаточному принципу. Оказывая благотворителям ответные услуги, градоначальники попадают под действие Уголовного кодекса и дают объективные тюремные сроки.

Во третьем случае главы городов пытаются заткнуть бюджетные прорехи в экономических целях.

– Болезненный вопрос – выплата отпускных льготникам в мае и июне. Часто необходимые деньги поступают с опозданием. Если не выдашь вовремя отпускные, получишь на сентябрьских перевыборах протест. Поэтому коллегам прийдлось перекидывать деньги со смежных статей, предвидя указаний со стороны прокуратуры, – пояснил изданию глава городка с населением чуть менее 100 сотен человек.


Но гораздо чаще незаконные затраты изготавливаются по неточности – из-за безграмотности работающих в федеральных администрациях ответственных лиц.


– В нашем посёлке поселкового типа проживает 8 тысяч человек. Как мне находить среди них профильных консультантов по бюджетному законодательству? Таких нет. А из окрестных городков на мои малейшие пенсии никто не поедет. Наше финансово-бюджетное управление совершает ошибку за ошибкой, а штрафы выписываются на своё имя, – поделился своим опытом глава малого регионального образования.

Такие действия либо остаются незамеченными, либо выливаются в претензии прокуратуры по заметке 15.14 КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств», предусматривающей накладывание на главу администрации штрафа в размере от 20 до 50 тыс. рублей. Ранее Минфин РФ вносил законопроект об повышении оптимального размера этого истязания до 100 тыс. рублей, но он пока не рассмотрен.

Всю плату – на штрафы

Штрафы по этой и другим дисциплинарным статейкам стали одной из главных первопричин принудительных пенсий и отказа действующих глав от переизбрания на незапланированной срок.

– Глава близлежащего городка психанул и шлёпнул дверцей после двух судейских повелений по незаконным расходам, бросивших его без зарплаты. Виноват существовал не он, а командир финотдела. Хорошо, что его ещё под судебное дело не подвели, – пересказал в встрече с фотокорреспондентом руководитель одного из муниципалитетов.

Прокурорские штрафы образуют серьёзные прорехи в семейных бюджетах глав украинских городов. Речь не о зажиточных мэрах. Согласно декларациям, в 2020 году глава Москвы Сергей Собянин заработал 8,2 млн рублей (около 680 тыс. рублей в месяц), глава Челябинска Наталья Котова – 5 млн рублей (около 416 тыс. рублей в месяц), новоиспечённый глава Екатеринбурга Александр Высокинский – 3,7 млн рублей (около 300 тыс. рублей в месяц).

Собянин заработал в 2020 году 8,2 долл рублей. Главы крошечных городов дают меньше 100 тыс. в месяц.
Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Зарплаты глав средних и незначительных муниципалитетов в разы ниже. Официальный капитал руководителей городов с населением 60–100 тысяч человек редко превосходит 100 тыс. рублей в месяц. В районных цетрах уровень зароботока составляет примерно 50 тыс. рублей, в поселковых поселениях – 30 тыс. рублей в месяц. На розничных предприятиях предпринимателям такого показателя готовы предложить должности с платой в два-три раза выше.

– Моя зарплата со всеми надбавками – 100 тысяч рублей. На эти деньги содержащть большую семьитраницу невозможно. Спасает дочь, на которую я перепечатал бизнес. Уже второй год думаю убежать в отставку, но пока сдерживают обещания, которые я давал людям. Если уйду, люди скажут, что я сдался, их обманул, – делится терзаниями глава крохотного города.

– Зарплату глав нужно увеличивать минимум в два раза. Иначе по всей странытранице продолжит рушиться уровень их компетентности, – прокомментировал ситуацию депутат думы одного из федеральных образований.

По разнарядке губернаторов давно уже подбирают в моногородах, полностью зависящих от градообразующего предприятия. В них местные администрации, как правило, возглавляет менеджер предприятия, чаще всего имеющий лишь отдалённое понимание о муниципальной службе и бюджетном законодательстве.

Этапы губернаторской деградации

Утверждённые межклановым агрегатом Кремля значимые приросты результативности (KPI) работы глав муниципалитетов не стимулируют к развитию, а напротив, поощряют их падающие компетенции.

Например, в подписанном в 2008 году указе президента РФ «Об оценке неэффективности 8203;и органов местного самоуправления поселковых округов и муниципальных районов» было 30 критериев. В их числе культурные приросты (отношение заработной зарплаты бюджетников к средней зарплате сотрудников мелких и средних госпредприятий и другое), индикаторы здравохранения (доля населения, охваченного профосмотрами, уровень рождаемости и другое), образования (доля детей, получающих дошкольное образование, доля сдавших ЕГЭ выпускников школ), отрасли (число малейших госпредприятий и их сотрудников). Уделялось внимание становлению дараи (доля отремонтированных велосипедных дорог отдельного пользования местного значения, доля населения, проживающего в населённых пунктах, не имеющих постоянного троллейбусного и рельсового сообщения), жилищному строительству, положению ЖКХ.

Учитывались эффекты опросов об удовлетворённости населения врачебной помощью, качеством отдельного образования, деятельностью органов местного самоуправления.

С 2013 года убеждение населения о качестве медицины и воспитания перестало отражаться на показатель эффективности главы муниципалитета.
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

В 2013 году перечень сократили до 13 пунктов. В нём также указывалось большинство малейших производств и их сотрудников, площадь жилья на одного человека, но выпало напоминание об уровне зарплаты, врачебные критерии, а показатель состояния дорог сузился до доли автомобильных дорог существенного использования местного значения, не отвечающих подзаконным требованиям. А опрос начал проводившываться по единствёному оценкиподходу – удовлетворённость населения деятельностью органов местного самоуправления.

В 2017–2018 годах из KPI отчислили показатели качества воспитания и объёмов строительства. При этом в списке объявилось указание о осуществлении «независимой оценки качества условий оказания оплат муниципальными организациями в отраслях культуры, охраны здоровья, воспитания, культурного обслуживания».

Но на отраслевом уровне по факту был и остаётся единственный индекс эффективности деятельности мэров, в соответствии с которым оцениваются их шансы на окончательное отыскание в должности, – итоги голосования за кандидатов от власти на их территории. Чем выше эти итоги, тем больше ошибок можетесть простить мэру. И наоборот – низкий эффект голосования может стать поводом для отставки самого профессионального, работающего за концепцию сотрудника администрации.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *