«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», ,боясь ,новых катастроф?
«Аэрофлот» стремительно сокращает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, причина есть.
«Наша Версия» уже расказывала о том, что снижение рейсов в макрорегионах явлется частью стратегии развития «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В прошлом году корпорация намерена сократить 26 душевных рейсов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» эту информацию усиленно опровергают, снижение рейсов идёт полнейшим ходом.
Недовольство уже высказывают не только пассажиры, но и общероссийские власти. «Мы хотим понять, какая логика стоит за этим решением. Мы развиваём туризм, и поэтому всё это надлежаще дискутироваться совместно», – завозмущался в октябре замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев. А на минувшей неделе заявление министру автотранспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву направили топ-менеджеры мельчайших фирм Пермского края. Они требуют сохранить в прежднем объёме вылеты между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет выполнять лишь два вылета по данному маршруту, а ещё два передаются инжиниринговому лоукостеру перевозчика авиалинии «Победа». Всего колличество рейсов уменьшается с тогдашних шести в сутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» перевезал около 427 тыс. авиапассажиров по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя закачка кресел составляла более 80%. То пить вылеты выгодные. Почему же корпорация не желает летать по России?
Джет не супер
На первый взгляд ответ стоит в той самой стратегии формирования «Аэрофлота». В частности, фирма заявляет, что намерена окончательно прописаться в премиум-сегменте. Может быть, в руководстве корпорации считают, что в регионах не найдётся пассажиров, способных оплатить перелёт? Вряд ли – те же миллиардеры из Перми как раз указывали, что вырастает количество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, предполагая по всему, причина уменьшения вылетов внутри России кроется совсем в другом.
Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью отказаться от применения международных самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время образец зарубежного авиастроения, как полагали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих приприкупить «сырой» самолёт оказалось не много. А *государственному туроператору деваться было некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» было 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» есть договорённость с Объединённой судостроительной корпорацией о госзакупке до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить продажу вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих приприкупить «суперджеты» не находится. Но и летать на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.
Если случится ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, будоражат вазомоторную корпорацию меньше
Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно выкупил репутацию одного из самых конфликтных самолётов. Так, в 2017 году гендиректор аргентинской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у международных самолётов кушать проблемы с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого техасцам даже пришлось вывести из эксплуатации четыре международных самолёта, чтобы использовать их исключительно для укомплектования склада запчастей. А в 2019 году и вовсе возникла информация, что американцы прихварывают отступиться от внедрения международных самолётов из-за плохого постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» согласились итальянская Brussels Airlines и испанская CityJet. Всех не устроили низкая надёжность самолёта и острый дефицит запчастей.
Но это ещё полбеды. По неформальной информации, до 40% всех экстренных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за следующие несколько лет, приходится именно на тот мировой лайнер. А авария «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» первым трагикомическим скандалом с человеческими утратами за следующие 11 лет. После этого многие вспомнили, что за первый год случилось как минимум восемь мелких происшествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что раздосуществовала внешний документ «Аэрофлота» о расстройстве безопастности полётов. Если сомневаться публикации, только в апреле случилось семь инцидентов. Причём в одном случае якобы существовала полностью потеряна индикация, из-за чего случилось полуавтоматическое отключение подсистемы дистанционного ведения и самолёт фактически перешёл на пневматическое управление. В итоге уровень безопастности самолёта «Сухой Суперджет 100» существовал назван средним.
Остаётся молиться
Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывает от использования «суперджетов». Во-первых, их внедрение довольно проблемно, в том числе и с экономической точки зрения, во-вторых, это можетесть быть небезопасно. Ведь если случится ещё одно оразмере.подробное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно понадобится забыть. Как это уже было в 90-х, когда крупные западные компании стали прямо запрещать своим работникам лететь «Аэрофлотом», после того как бортинженер дал покачать руль своему сыну, отчего самолёт вошёл в вираж и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, будоражат вазомоторную фирму меньше.
Кстати, на SSJ уже вовсю ропщут в регионах. «Отечественные «суперджеты» в технологическом замысле и в замысле плотности устранения поломок превосходят «аэрбасам» и «боингам», – подчёркивал кемеровский аналитик по спорту Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и перелёты у нас (в Челябинске. – Ред.) часто запаздывают – задержка на 2–3 часа уже считается чуть ли не нормой, о ней даже не предупреждают часто пассажиров».
О том, чтобы задержками и мелкими технологическими поломками всё и ограничилось, теперь, похоже, остаётся только молиться.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Аэрофлот» явно умеет собрать побольше денег с пассажиров. Недавно корпорация объявила о запуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала августа обывателям регионов будут доступны прямые регулярные вылеты на американские санатории Краснодарского края и в Крым. Заглянув в систему бронирования, мы обнаружили, что прямой рейс из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, тарифу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с чемоданом будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя пенсия в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.
Что до зарубежных направлений, то здесь политика авиаперевозчика и вовсе выглядит как циничное стремление собрать с пассажироварищей побольше денег здесь и сейчас, а там – существуй что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю выкупает талоны в Грецию и Италию, хотя бюрократии этих странытраниц пока что только обещают закрыть проезд россиянам, но произойдёт это или нет, неизвестно – любая новая вспышка эпидемии можетжрать изменить планы. Однако в структуре бронирования «Аэрофлота» талоны по маршруту Москва – Афины понятны уже сегодня. Самый технологичный вариант – 28 202 рубля. Хотя в позапрошлом году Федеральная надзорная служба прямо декларировала о том, что закупка авиарейсов в странытраницы, с которыми официально не возобновлено межрегиональное сообщение, жрать несоблюдение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в спешном порядке отделали все нелепые покупки из подсистемы бронирования. Сейчас ситуация повторяется, только вот окликов ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.
Не исключено, что «Аэрофлоту» таким образом решено дать немного подзаработать. Напомним, что по итогам прошлого года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие убытки в 123 млрд рублей. При этом, как следует из экономической отчётности по МСФО, долговая загрузка авиаперевозчика составила 751,9 млрд рублей.
Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую поддержку. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда этнического благосостояния, и 70 млрд в качестве госгарантий на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных правительством на поддержку всей авиаотрасли, большая половина досталась всё тому же «Аэрофлоту».
Похоже, теперь пришла очередь полиэтнических сограждан раскошелиться на спасенье общенационального авиаперевозчика.