«Энергетический гигант British Petroleum сумел придумать, как остановить утечку, но еще никто не придумал, как остановить Мела Гибсона», — высказался недавно губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер, выступая на собрании, вовсе не Гибсону посвященному. И поспешно предложил собравшимся отключить телефоны, ведь Мел, конечно, начнет трезвонить с угрозами.
Известно: ревностный католик Мел Гибсон в любой момент готов к словесной драке, где он меньше всего похож на доброго христианина. «Я хочу убить его. Я хочу подвесить его внутренности на палке. Я хочу убить его собаку», — это Мел про журналиста «Нью-Йорк Таймс», посмевшего критиковать религиозные воззрения его отца. «Я не думаю, что Бог позволит ему встать у меня на дороге. Он заслуживает смерти», — это Мел Гибсон про одного из своих биографов.
«Задница предназначена, чтобы на ней сидеть, а не для того, чтобы заниматься сексом. Я знаком с некоторыми гомосексуалистами, но их идиотские штучки не по мне. Из-за них теперь зрители в каждом актере пытаются разглядеть гомика», — это Мел Гибсон сообщил в интервью газете «El Pais». Организация Гей-Лесбийский альянс против клеветы оскорбилась и потребовала извинений. Гибсон не лез за словом в карман: «Я извинюсь, когда замерзнет ад. Пусть убираются к черту! ».
Мел Гибсон
Когда Мел Гибсон ступил на благословенную землю Зеленого континента Австралии, ему было двенадцать лет. Семья переехала сюда из США. Мела отправили учиться в сиднейской колледж Святого Льва — учебное заведение, больше похожее на монастырь. Папаша Хаттон рассчитывал, что сын станет священником. Но ирландский темперамент перекрыл патриархальное воспитание: Мел Гибсон бушевал, затевал драки с учениками, начал курить, пить — и еще другими доступными способами намекал, что падре из него не выйдет.
В пятнадцать лет он уже пошел работать — на фабрику, разливать апельсиновый сок по бутылкам. Однако Шейла, сестра Мела Гибсона, решила, что шустрый братишка для фабрики слишком хорош и что его выходкам и ужимкам стоит найти лучшее применение. Она заполнила за него заявку на поступление в Национальный институт драматического искусства, откуда вскоре пришел вызов на экзамены. Папаша Хаттон так удивился, что даже возражать не стал. И Мел сестру не подвел: прошел в институт с первого раза. У членов отборочной комиссии не было сомнений: у парня явный талант, надо его только отшлифовать.
«Он изумительно чувствовал роль, — вспоминал один из его педагогов, — вживался в нее, натягивал на себя как шкуру. На этюдах он обычно стоял у самой стены тише воды ниже
травы, не пропуская ни слова, а потом выходил на середину комнаты — и от него невозможно было оторвать глаз».
Одна проблема — вырвавшись из-под родительского крыла, Мел Гибсон просто ошалел от свободы. Суровый режим и вечерние молитвы были забыты, юное дарование сбегало с уроков сценического мастерства и репетиций в бар или на шумные вечеринки. Дело чуть не кончилось отчислением. Но удача сопутствовала Мелу Гибсону вопреки всему: голубоглазому красавчику студенту предложили «пляжную» роль в легковесном молодежном фильме «Летний город». Надо было просто ездить на мотоцикле и соблазнять девиц
в бикини — фактически именно этим Мел и занимался вместо учебы. А тут за это даже заплатили: первый в его жизни киногонорар составил 400 долларов.
Через пару лет Мел Гибсон снимался уже сразу в двух фильмах. Один из них, «Безумный Макс», имел такой успех, что авторы решились на продолжение. Мел сыграл там отважного полицейского будущего, который даже после разразившейся третьей мировой войны остается на своем посту, защищая уцелевших мирных граждан от разгула банд подонков.
«Моя карьера началась в Австралии, после того как я сыграл главную роль в фильме «Безумный Макс». Вторая часть этой картины была закуплена для широкого проката в США в 1981 году и привлекла ко мне внимание голливудских продюсеров. В 1987 году я снялся в фильме «Смертельное оружие» и окончательно избавился от страха, что мне нечем будет платить за квартиру», — с усмешкой признает Мел Гибсон сегодня.
К слову, «Смертельное оружие» породило за собой еще больше продолжений, чем «Безумный Макс», но главное — сделало Мела Гибсона одним из родоначальников целой эпохи фильмов о двух напарниках полицейских, один из которых черный, а второй белый.
Легкие роли и легкие деньги так и сыпались на счастливчика Мела, а вместе с ними — женщины легкого поведения, наркотики легкого действия, море алкоголя и горы прочих соблазнов. То, что он был уже женат, ничего не значило — если Мел Гибсон ударился в загул, то остальной мир прекращал существовать. В минуты просветления Гибсон, правда, начинал брюзжать — что создан для настоящей игры, а его зовут в фильмы, где надо играть мышцами, выпячивать челюсть и демонстрировать зрительницам ягодицы: «Если мне присылают сценарий, в котором на второй странице я еще в штанах — значит, они просто ошиблись адресом». Но трезвые моменты становились все реже и реже.
Семимильными шагами Мел Гибсон уверенно шел в сторону белой горячки. Однажды он поддавал в баре со съемочной группой — и вдруг там началась массовая драка. Коллеги предложили уйти, но Гибсон оживился: «Сейчас я их остановлю. Вот смотрите!» Он выбрался из-за стола, ввинтился в толпу, и с пафосом произнес: «Друзья! Прекратите драку! Я — Мел Гибсон!». Но тут же о голову миротворца разбилась пустая бутылка. Очнулся Мел уже в реанимации.
«Вот он, знак судьбы, — понял верный сын папаши Гибсона, — пора завязывать».
А тут еще и Тина Тернер, его партнерша по третьей части «Безумного Макса», прислала Мелу в палату его портрет с глянцевой журнальной обложки, написав поверх «Не исковеркай это!» Выписавшись из больницы, Мел Гибсон записался в Общество анонимных алкоголиков и начал новый виток биографии. Он сыграл Гамлета в фильме Франко Дзефирелли. Он добавил в свой типовой актерский контракт пункт под названием «Без брюк я стою дороже». И хотя ягодицы Мела от этих мер не стали менее желательны для публики (после того как они мелькнут в «Храбром сердце», где герой Гибсона показывает зад английским солдатам, ему стали сулить за схожие сцены 25 миллионов долларов), теперь он относился к этому спокойно. Ведь эти деньги Мел Гибсон вкладывал отныне в собственную студию ICON Production и мог снимать все, что ему захочется.
Мел Гибсон режиссер
Первый его режиссерский опыт — фильм «Человек без лица» — не стал суперхитом. Зато вторая работа — «Храброе сердце» — явилась настоящим триумфом и принесла пять «Оскаров». Эта эпическая драма о героической борьбе шотландцев за независимость (в батальных сценах фильма было задействовано до двух тысяч статистов) показала, что Мел Гибсон на все
руки мастер — он работал над фильмом и как продюсер, и как режиссер, и как исполнитель главной роли.
Какое-то время Мел продолжал сниматься на других студиях, принося им значительные прибыли (фильмы «Выкуп», «Теория заговора», «Расплата», «Чего хотят женщины», «Патриот»). Но затем полностью сосредоточился на режиссерской работе. Зрелый Мел Гибсон счел, что слишком многое должен сказать зрителю сам, а не передавать чужие задумки.
В 2004 году он выпустил самую скандальную свою работу — «Страсти Христовы». Казалось бы, откуда столько шума? Сюжет фильма — попытка детально воссоздать последние двенадцать часов из жизни Иисуса Христа. Месседж фильма: человечеством правит нетерпимость. Детальное воссоздание Палестины начала нашей эры методом использования арамейского, латыни и древнееврейского языков говорило о том, что автор трепетно отнесся к картине эпохи. Но вместо обсуждения фильма о распяты Христа общественность с удовольствием взялась распинать Гибсона.
Были обвинения в антисемитизме. За ними последовали обвинения: в жестокости сцен; в грубых ошибках и неверном прочтении евангелий; в истовости веры; в недостаточности веры; в аморальности автора, недостойного касаться святой для христиан темы.
«Мел Гибсон заработал миллионы, играя роли в фильмах категории R, внесших значительный вклад в моральное разложение общества, таких как «Безумный Макс», «Храброе сердце», «Расплата», «Смертельное оружие», — негодовали критиканы — в большинстве его фильмов звучат непристойный язык и святотатственные речи». Один особо одаренный обозреватель взялся даже подсчитывать ругательства в фильме «Расплата» и насчитал 94 случая их употребления.
«Можно ли говорить, что Мел Гибсон служит Христу? — надрывался еще один критик — Можно ли верить и отдавать свое сердце на то, чтобы вся мощь искусства, а также фантазии Мела Гибсона врывались внутрь моей или вашей души и производили те настроения и состояния, которые хочет автор «Страстей»? Нет!!! Своей жизнью Мел Гибсон показал, что сам он не родился вновь и что пребывает во тьме».
Напрасно Гибсон оголял перед публикой душу, объясняя: «В жизни каждого бывают минуты, когда кажется, что бьешься головой о стену. Именно это случилось со мной двенадцать лет назад. Я переживал экзистенциальный кризис и задавал себе тысячу вопросов. Я был как выжатый лимон. Известно, что страдание — предвестник перемен. Я как бы оглянулся назад, и это позволило мне пересмотреть веру, в которой я был взращен. Так я заинтересовался страстями Господними как основой христианской веры. Я начал внимательно изучать теологию, прочитав массу книг, проповедей, советовался с экспертами. Мне не хотелось, чтобы картина была истолкована как попытка разъяснить, как умер Христос. «Страсти» — это картина о вере, о надежде, о любви и прощении. Кровь и насилие были необходимы, чтобы показать жертву Христа, невероятную муку страдания, на которую он пошел из любви к людям. Ни один прежний фильм не показывал всю масштабность этого поступка. Чтобы достичь правды, мне надо было, чтобы зритель оказался на грани выносимого… Меня упрекают в переборе насилия. Почему тогда никто не нападет на Тарантино с его «Убить Билла»?»
Но ревнители христианских ценностей продолжали вопить — каждый из них знал лучше, как и во имя чего умер Христос. Свою лепту в общий скандал внесли и еврейские организации. Неудивительно, что Мел Гибсон сорвался: он опять крепко запил, был арестован за вождение в нетрезвом виде, осужден на три года лишения свободы условно и на принудитьельное посещение Клуба анонимных алкоголиков.
В тот период он ушел от жены. Не то чтобы развелся, но поселился отдельно и виделся с семьей лишь по воскресеньям — когда они вместе шли на службу в им же построенную церковь.
В 2006 году на экраны вышел следующий фильм режиссера Мела Гибсона — «Апокалипсис», о последних днях цивилизации майя перед приходом на материк испанских конкистадоров. Снова — любовное воссоздание эпохи (все диалоги в фильме произносятся на языке юкатек). Снова — трудоемкие и дорогие масштабные съемки (в картине задействовано много неизвестных ранее актеров из Мехико, мексиканского штата Юкатан, а также индейцы из США). Снова — апелляция к публике с просьбой постараться понять (перед премьерой Гибсон организовал предварительный просмотр фильма специально для американских индейцев).
И снова — грандиозный скандал. На этот раз обиделись потомки майя — ну и все индейские правозащитные организации до кучи. Мела Гибсона обвинили: в в расизме, в излишнем показе сцен насилия, в перевранной истории. Ну и так далее по списку.
И Мел Гибсон опять здорово переживал, выражая обиду и посаду в опрометчивых поступках. Самым роковым среди них было сближение с русской авантюристкой по имени Оксана, силиконовым бюстом проложившей себе дорогу в около-голливудские круги.
Но перед тем, как рассказать про эту особу, стоит в целом объяснить отношение Гибсона к женщинам. Оно у Мела, как и следовало ожидать, двойственное — следствие чопорного ханжеского воспитании папаши Хаттона.
Отец Мела Гибсона
Понять противоречивую натуру Мела Гибсона невозможно, не ознакомившись с портретом его папы. Мы назвали этого 91-летнего святошу маразматиком — и погорячились. Дело в том, что папаша Хаттон таким был всегда: примитивный разум при непомерных амбициях. В молодости он служил простым кондуктором на железнодорожном транспорте, курсировавшем в окрестностях Нью-Йорка, но однажды выпал из поезда, сломал спину и оказался в больнице в полупарализованном состоянии. Врачи считали, что он больше не будет ходить. Хаттон считал, что они ослы. Ведь ему привиделась Дева Мария, а это хорошее знамение.
Лежа в палате, он не бездельничал: махал ногами, упражняя мышцы, слал ответы во все телевикторины, которые видел, и судился с железной дорогой, требуя компенсацию
«за служебную травму». Дева Мария оказалась человеком слова. Вскоре папаша Хаттон начал ходить, выиграл 21 тысячу долларов в телевнкторине и отсудил 145 тысяч долларов у железной дороги. Полвека назад это были очень большие деньги. Собрав семейство, Гибсон-старший сообщил, что Америка погрязла в грехе и блуде, поэтому они едут на землю своих благочестивых предков, в Австралию.
Учитывая, что корабли с каторжниками исправно пополняли население Австралии вплоть до 1868 года, а дело происходило лишь веком позже, папаше можно было бы многое возразить насчет благочестивости родового древа. Но дисциплина в семье царила железная, домочадцы подчинились без звука.
Из США в Австралию переезжали нечасто — обычно бывало наоборот. Поэтому газета «Мельбурн Геральд» даже разместила в одном из номеров за 1968 год фото переселенцев с подписью: «Встречайте Гибсонов — семья из двенадцати человек решила вернуться на родину». Да, именно двенадцать: Хаттон, ярый противник контрацепции, в США настругал десять детей, а в Австралии добавил к ним еще и одиннадцатого.
На новом месте жительства он развернулся во всей красе. Непомерно набожный и прежде, теперь Хаттон превратился в рьяного борца за чистоту католической веры. Благо и нужная идеология подоспела: в Европе архиепископ Марсель Лефевр организовал раскольническую организацию Священническое братство святого Пия Х, за что был отлучен от церкви. Члены братства требовали, чтобы католическая церковь не шла ни на какие уступки веяниям времени. Более актуальные псалмы? Бред! Петь можно только библейские тексты. Месса на понятном верующим языке? Никогда! Месса должна проводиться только на мертвой латыни, хоть паства и не понимает ни слова.
Экуменизм (движение за объединение всех христиан)? Да вы что, с ума сошли?! Непосвященному может показаться, что ничего страшного в идеологии братства святого Пия Х нет — просто косные люди цепляются за дурацкие условности. На самом деле все серьезней. Дело в том, что в канонических текстах на латыни содержится немало оскорбительных высказываний в адрес иноверцев. В частности, в тексте Тридентинской мессы молящиеся просят Бога отвратить иудеев от их тьмы, покончить с их слепотой и обратить их в католичество. Неудивительно, что в рядах Священнического братства святого Пия Х собрались сплошные антисемиты, для которых жидомасонские заговоры являлись краеугольным камнем в убогой картинке мира.
Братство быстро обзавелось филиалами по миру, в том числе и в Австралии. Самым усердным в австралийском филиале был папаша Хаттон, приволокший в секту всю семью. Так что будущую кинозвезду Мела Гибсона с детства воспитывали узколобым религиозным фанатиком. День начинался с бесконечных молитв и ими же заканчивался. Телевизора в доме не было — не по финансовым, а по принципиальным соображениям. Дети знали одного шоумена на свете — папашу Хаттона, который произносил перед ними гневные речи, бичуя
вероотступников и инородцев.
Стоит ли удивляться, что Мел Гибсон вырос весьма неоднозначной личностью? Творческое начало в его душе заставляло Мела задаваться логичными вопросами и искать на них разумные ответы. Но уродливое воспитание, требовавшее соблюдения массы идиотских условностей, то и дело гасило здоровые порывы. Искренне призывая к общехристианским ценностям в своих фильмах, Мел Гибсон частенько поступал вразрез с этими ценностями в жизни. За что и был обожаем женщинами и желтой прессой.
Мел Гибсон и женщины
Как темпераментную натуру, Мела Гибсона всегда влекло к таким же темпераментным опытным женщинам. Но вбитая с детства мораль в глубина души вопила о непорочных девственницах. Поэтому вместо того, чтобы выбрать золотую середину, Мел всегда кидался в крайности. Его женщины четко делятся на две категории: это либо жертвенные дуры, готовые раствориться в мужчине без остатка, либо расчетливые циничные суки, намеренные выжать из мужика все соки.
Жертвенной дурой была одна из первых любовей Гибсона — Дебора, начинающая актриса. Полтора года она преданно таскалась за молодым Мелом по пятам, платила за него в ресторане, не требовала подарков, вдохновляла на работу, оттаскивала от бутылки. А когда поняла, что Мел Гибсон на ней не женится (аргумент был тот самый — «ты не девственница!»), пыталась покончить жизнь самоубийством. Сразу после их расставания Дебора ушла из кино — слишком все в этой сфере напоминало ей о Меле.
Затем Мел Гибсон закрутил роман с партнершей по фильму «Баунти», симпатичной таитянкой. После его ухода таитянка вены резать себе не стала, но на своей кино-карьере тоже поставила крест. Много лет спустя она объяснила одному из Гибсоновых биографов: «Я просто не смогла бы сниматься с кем-нибудь еще».
Робин Гибсон — жена Мела Гибсона
Жертвенной дурой, безусловно, является и жена Мела Гибсона — Робин Мур. Вот она была стопроцентной девственницей — угловатая медсестра, работавшая в приюте для неизлечимо больных. 23-летний Мел Гибсон познакомился с ней в австралийском городе Аделаида, где поселился после съемок Фильма «Безумный Макс». Гибсон еще не был тогда звездой, гонорар в «Максе», его третьем по счету фильме, составил 15 тысяч долларов, которые надо было растянуть до следующих съемок бог весть когда. Поэтому Мел арендовал дом совместно с другими жильцами, в числе которых была и Робин.
«Мы поделили квартплату, — рассказывает Мел, — вместе ездили за едой, занимались хозяйством. Мы с Робин стали большими друзьями. И в один прекрасный день я понял, что хочу видеть ее лицо каждое утро на своей подушке».
Они поженились 7 июня 1980 года‚ и Робин принялась исправно рожать детей (их будет семеро). За последующие 28 лет брака Робин Гибсон познала и терпеливо переносила все пороки мужа — тяжкие запои, бешеные загулы, наркотические забвения, которые периодически сменялись похмельным синдромом, истеричными покаяниями, и даже попыткам суицида.
При этом Мел Гибсон оставался воинствующим членом братства святого Пия Х и регулярно гнал семейство на мессы, исповеди, причастия. Но Робин никогда не роптала ‚за что прослыла «самой терпеливой женой Голливуда». Даже скандальная биографическая книжка «Безумный Мел», написанная журналистом Уэнсли Кларксоном, не повлияла на их семейные отношения. Хотя в ней были тщательно зафиксированы все измены мужа — с продавщицей обувного магазина, с провинциалками из городков, по которым колесил Мел Гибсон, представляя свои фильмы. Книжка изобиловала откровениями путан, хваливших сексуальные достоинства ее мужа, и фотографиями, на которых пьяный Мел Гибсон целовал каблуки туфель своих подружек.
Робин Гибсон подала на развод лишь когда Мел — впервые за их семейную жизнь — демонстративно вывел с собой в свет новую любовницу — «русскую пианистку» Оксану, которая радостно доложила прессе о своей беременности.
Оксана Григорьева
«Русская пианистка» Оксана — это Оксана Чернуха, она же Оксана Григорьева (материнская фамилия, взятая как творческий псевдоним). Бывшая «мисс Саранск» выбиралась из российской глухомани с помощью длинной многоходовки. Сначала она объявилась в Лондоне — в роли домработницы немощной старушки, затем поработала официанткой. Сбегала замуж за малоизвестного художника на 22 года старше ее, развелась, но за время супружества успела обзавестись связями среди светских фотографов. Все это пригодилось — когда Никита Михалков попросил «мисс Саранск» переводить на презентация «Утомленного солнца». Там хваткая провинциалка познакомилась и очаровала одного из Джеймсов Бондов — стареющего Тимоти Далтона. Ему Григорьева родила сына. Но совместная жизнь не задалась — и Оксана Григорьева продолжила охоту на богатеньких буратино, перебравшись в Голливуд.
Вскоре она уже выглядывала из съемочного трейлера Мела Гибсона и охотно позировала папарацци. После того как Оксана Григорьева родила Мелу Гибсону дочь, пресса стала пророчить, что он решится на новый брак. Но затем Мел вдруг прозрел, обнаружил, что бюст и губы у его подружки фальшивые, что она вульгарно одевается и провоцирует своим
поведением мужчин, что она использована его, проталкивая свою музпродукцию (на деньги Гибсона Григорьева выпустила свой альбом).
Как водится в США, началась война компромата и адвокатов. Оксана Григорьева оказалась удивительно предусмотрительной: она записывала все темпераментные монологи Мела Гибсона, к ней обращенные, все его выпады и обвинения. Все они были выплеснуты в прессу и интернет. И тут Голливуд подтвердит свое звание оплота ханжества всея Америки.
Высокопарные угрозы Мела Гибсона убить любовницу и закопать в саду под кустом роз, его полные мата-перемата обвинения Оксаны Григорьевой в вульгарности не вызвали у
кинобоссов ничего, кроме равнодушного любопытства. Зато реплика Гибсона «Ты меня позоришь, ты выглядишь как еб…ая свинья в течке, и если тебя изнасилует толпа негров, будешь сама виновата» вызвала у видных кинодеятелей фабрики грез грандиозное негодование и бурное осуждение. Как?! Их коллега посмел назвать афроамериканцев — неграми?!
Ведь это же неполиткорректно! Ведь это же расизм!!! И весь Голливуд от Мела Гибсона тут же отрекся.
Выдержит ли Гибсон этот последний крупный скандал — или нет? Предсказать трудно. Бывшие друзья и коллеги отрекаются от него один за другим. Вот уже и Леонардо Ди Каприо передумал и отказался сниматься в новом фильме Гибсона о викингах — фильме, где тот собирался воссоздать подлинную атмосферу IX века. Об этом Мел Гибсон мечтал с юности: «Первая идея о съемках фильма пришла мне в голову в шестнадцать лет‚ и она была о викингах. Уже тогда я хотел, чтобы актеры говорили на древнескандинавском языке, который я в то время изучал. Идея на тот момент была довольно глупая — потому что какой из меня был режиссер? Это было скорее похоже на бред после выкуренного косячка. Тем не менее именно тогда мне впервые захотелось снять грандиозный эпический фильм… Я хочу, чтобы эти викинги зрителей напугали. Я не хочу, чтобы они произносили что-то вроде: «Я умру с мечом в руке». Не хочу даже думать о такой чуши. Хочу, чтобы пол ушел из-под зрительских ног. Хочу увидеть кого-то, говорящего низким голосом, кто бы напугал до полусмерти даже меня самого».
Но теперь на подобных планах Мелу придется ставить крест. Не до жиру — быть бы живу. Агентство WME, сделавшее когда-то Мела Гибсона звездой, отказалось в дальнейшем представить его актерские интересы. «Сейчас все боятся прикоснуться к Гибсону даже трехметровой палкой, — анонимно прокомментировал это для прессы высокопоставленный сотрудник агентства — Вряд ли Мелу что-то светит в ближайшее время: никто не будет с ним сотрудничать. Уж лучше пытаться продать алкоголичку Линдси Лохан, чем расиста Мела Гибсона».