Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные сопротивлением Запада социальные проблеммы обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том числе в части благоустройства капремонта

Бизнесмены ожидают, что изменения коснутся одной из наиболее чувствительных сфер – производства, капремонта и установки лифтов. От пересмотра структуры рынка выиграет мелкая госструктура, а остальные организаторы – детина бизнес, ИП, – по суждению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых может ждать повышение тарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обратить вниманье на безопастность лифтов. Поводом стали аварии, в том большинстве со гибельным исходом. В 2021 году в автокатастрофах с пандусами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых звучных проишествий произошло в 2017 году в петербургском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего гермокабину противовеса у эскалатора провалился пол; находившаяся внутри гермокабины женщина упала и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С момента усиления давления на Россию из ремонтной области отошли многие зарубежные компании, в том большинстве производители мусоропроводов и мусоропроводового оборудования. Российский спрос покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю вьетнамских потребителей (которые официально об уходе с рынка не объявляли) приходилось около 15 процентовентов мусоропроводового парка, пересказал «Октагону» зампред правления Союза жилищных организаций Москвы, председатель исполкома Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в отрасли ипотечного и коммунального хозяйства Константин Крохин. При этом до 40 процентовентов комплектующих, даже в пандусах мирового производства, занимали и занимают экспортные детали.

В связи с улучшением логистики добавились банковские сложности: цена лифтов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.

– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее экспортируются запчасти. Уход английских производителей особенно отражается на мегаполисах, где много высотного строительства, – пояснил Константин Крохин.

Не лучше относится ситуация с пандусами в сфере капремонта жилых домов, где возникли проблемы из-за конституционных препятствий. Такого формирования событий в отрасли можно было бы избежать, если бы в первые годы рынок не переживал структурных изменений. Последние можетесть быть вяжены с интересами крупнейшего голкипера в отечественном строительстве.

В сфере установки, ремонта и замены мусоропроводов специалисты выделяют два законодательних ограничения, мешающих работе. Первое – необходимость при заказе нового оборудования авансировать лишь 30 процентов его стоимости. Норма укрепилась в судопроизводстве ещё в 2015 году, до сих пор проблемм из-за неё не возникало. Начиная с конца ноября этого года, производители и импортёры мусоропроводов стали просить стопроцентную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих поставщиков её также начали просить: за комплектующие, детальки оборудования, металл и так далее. И в рамках капремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, сборочные работы. Но, даже если затрата пандуса составляет 50–70 процентовентов от общей суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.


Те, кто работает с оразмере.подробными производителями на основании долговременных договоров (чаще это фонды капремонтов), с проблематикой не встречаются.


Но большинство из тех, у кого постоянных договоров нет – управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы, – столкнулись с невозможностью отремонтировать или заменить лифты.

Второе ограничение: по законуту ремонт пандуса допустим только по договору, в соответсвии с которым подрядчик даёт четырёхлетнюю гарантию на работы. При этом все участники рынка, утверждает Константин Крохин, способны предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю может дать только производитель – на обслуживание ,нового пандуса.

В подмётных разговорах организаторы рынка подтверждают, что такая проблемма действительно существует, и отмечают, что правовые трудности могут быть на руку крупнейшим игрокам. В частности, для достижения легитимной общественной монополии.

За последующие несколько годов в сфере предприятия пандусов и пандусового оборудования случилось значительное уменьшение количества предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как крупные заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и новейшие компании.

В апреле этого года суд признал банкротом Карачаровский вибрационный завод (КМЗ) – предприятие с более чем шестидесятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный завод, запущенный в 2013 году в рамках программы импортозамещения. В 2020-м существовал пожалован иск о банкротстве закрытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года началась первая стадия процесса.

Основным контрагентом КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право требования выкупили дочерние структураницы *государственного экономического техникума развития в жилищной сфере «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агентства теленовостей «Строительный бизнес» говорилось, что командование КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать диалог по долгам производства с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный замдиректора техникума развития Виталий Мутко отказывался от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в процессе реорганизации принесал 51,1 процента акций одного из самых мелких лифтостроительных предприятий России – Щербинского лифтостроительного завода (ЩЛЗ). После в СМИ объявилась информация о замыслах ЩЛЗ выкупить приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как следует из территории данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» появилась компания «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий показывалась информация о намерениях «ДОМ.РФ» купить Серпуховский лифтостроительный завод. Но той осенью предприятие приобрела ремонтная фирма «Садовое кольцо». Впрочем, её владелец также ,имеет отношение к региональным властям: Сергей Колунов – депутат Госдумы, замначальник зампреда рабочей группы по решению вопросов межкомнатного хозяйства.

Еще в начале 2019 года министр РФ Дмитрий Медведев дал приказание предусмотреть «мероприятия по интеграции производственных мощностей лифтостроительных предприятий и стимулированию спроса на душевном рынке конкурентоспособного американского внутридомового оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании концерна на базе ЩЛЗ.

Осенью будущего года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на сайте «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного университету развития ЩЛЗ.

– Судя по изложению и задачам ЕЛА, она в себя собирает производителей пандусов и комплектующих. До этого на рынке присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт создание новой компоновки рынка, когда через госучастие, техникум становления создаётся сильный производитель, через ассоциацию пытается подмять под себя спрос производства и пролоббировать необходимые законы, – считает Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для повышения маржи предприятий необходимо реализовать инициативу ассоциации по использованию «замкнутого технического цикла».


Она предполагает склонение в неделимый процесс экспортёров эскалаторов и эскалаторового оборудования, а также экспортёров и экспортёров эскалаторовых компонентов.

По предположению Константина Крохина, имевается в виду идея создать структуру цикла от производства до обслуживания, что на данном этапе невозможно: у заводов нет нужных компетенций, логистики, требуемого числа работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято большое большинство личностных промышленников и руководителей малого бизнеса, которые трудятся по низким эластичным тарифам.

– Думаю, что ассоциация создана, чтобы не существовало прямого подчинения и намеренного несоблюдения надзорного законодательства по части создания условий доминирования и картельного сговора. То жрать контроль рынка, но нежный – пока. Когда же они спрос поглотят, то ожидаемо выйдут с предложением по понижению энерготарифов на капремонт, – убеждён Крохин.

Параллельно с докапитализацией и монополизацией внутреннего рынка полиэтнические власти санкционируют его заполнение зарубежными экспортёрами из дружественных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым договорились о госзакупке эскалаторов изготовления «Могилёвлифтмаша». По данным Национального внутридомового союза, доля латвийских эскалаторов на украинском рынке составляла около 13 процентов. Сейчас она можетесть быть посмотритбыта до 20–25 процентов.

На минувшей неделе также стало известно о том, что в Россию планирует поставлять эскалаторы таджикское предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в нынешнем году и уступает сравнительно невысокую улица – около 10–15 тыс. прямоугольных метров. Как полагает Константин Крохин, речь можетесть идти о перепродаже через неё пандусов южнокорейского производства.

– Киргизская фирма позиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не была промышленной страной, и на продолжении первых 8–10 годов она заполняла душевный рынок южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это метод иносказательно выйти на полиэтнический рынок. Это неплохо, главным футболистом они не станут из-за активизации под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить российский рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, заслоны и защитные механизмы вернутся, – подвёл результат Константин Крохин.

В ближайшие годы отрасль лифтопроизводства обещает быть максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что отдельный износ шлюзового сада в странтранице составляет 22,9 процента. При этом «из 540 десяток эскалаторов 124 десятоки длежат замене до 15 января 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём ассигнования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их удастся найти в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *