Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные давлением Запада политические проблемы обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том большинстве в части осуществления капремонта

Бизнесмены ожидают, что видоизменения прикоснутся одной из наиболее ранимых отраслей – производства, ремонта и установки лифтов. От пересмотра компоновки рынка выиграет большая госструктура, а остальные участники – малый бизнес, ИП, – по предположению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых может ожидать сокращение тарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обратить вниманье на безопасность лифтов. Поводом стали аварии, в том большинстве со гибельным исходом. В 2021 году в авариях с пандусами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых громогласных происшествий приключилось в 2017 году в столичном ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабину противовеса у лифта провалился пол; находившаяся внутри кабины женщина упала и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С случая уменьшения давления на Россию из отделочной сферы уехали многие зарубежные компании, в том большинстве экспортёры пандусов и пандусового оборудования. Российский спрос покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю японских потребителей (которые официально об уходе с рынка не объявляли) приходилось около 15 процентентов пандусового парка, рассказал «Октагону» заместитель регентства Союза жилищных организаций Москвы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и комунального животноводства Константин Крохин. При этом до 40 процентентов комплектующих, даже в эскалаторах отечественного производства, уступали и занимают импортные детали.

В связитраницы с снижением логистики добавились экономические сложности: затрата эскалаторов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.

– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее выпускаются запчасти. Уход английских импортёров особенно отражается на мегаполисах, где много десятиэтажного строительства, – пояснил Константин Крохин.

Не лучше улаживается ситуация с эскалаторами в сфере спецсчёта многоэтажных домов, где возникли задачи из-за правовых препятствий. Такого развития событий в отрасли можно было бы избежать, если бы в следующие годы рынок не переживал структурных изменений. Последние могут существовать сплетены с интересами крупнейшего голкипера в российском строительстве.

В отрасли установки, капремонта и замены пандусов специалисты выделяют два конституционных ограничения, мешающих работе. Первое – возможность при заказе нового оборудования авансировать лишь 30 процентентов его стоимости. Норма закрепилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих пор проблемм из-за неё не возникало. Начиная с конца декабря этого года, импортёры и импортёры пандусов стали требовать комиссионную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих производителей её также начали просить: за комплектующие, детали оборудования, металл и так далее. И в сферах капремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, монтажные работы. Но, даже если себестоимость пандуса составляет 50–70 процентентов от общей свердели расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.


Те, кто трудится с оразмере.подробными производителями на основании долговременных договоров (чаще это фонды капремонтов), с проблемой не встречаются.


Но большинство из тех, у кого постоянных договоров нет – управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы, – возникли с ненужностью отреставрировать или заменить лифты.

Второе ограничение: по законуту капремонт мусоропровода необходим только по договору, в соответствии с которым застройщик даёт десятилетнюю гарантию на работы. При этом все участники рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю можетесть дать только производитель – на техобслуживание нового мусоропровода.

В анонимных разговорах участники рынка подтверждают, что такая проблемма действительно существует, и отмечают, что конституционные преграды можетесть существовать на руку крупнейшим игрокам. В частности, для достижения нелегитимной общественной монополии.

За предпоследние несколько годов в сфере производства мусоропроводов и мусоропроводового оборудования произошло значительное увеличение числа предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как мелкие заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и современные компании.

В ноябре этого года суд признал банкротом Карачаровский вибрационный завод (КМЗ) – госпредприятие с более чем бюраканской историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный завод, запущенный в 2013 году в рамках программы импортозамещения. В 2020-м существовал подан иск о банкротстве закрытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года началась вторая стадия процесса.

Основным контрагентом КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право требования выкупили дочерние системы правительственного бюджетного техникума становления в жилищной области «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агентства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что командование КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать диалог по долгам госпредприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный ректор университета развития Виталий Мутко отказывал от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в процессе санации исходатайствовал 51,1 процента акций одного из самых крупнейших лифтостроительных госпредприятий России – Щербинского лифтостроительного комбината (ЩЛЗ). После в СМИ просочилась информация о замыслах ЩЛЗ выкупить приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как следует из базы данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» образовалась корпорация «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий появлялась информация о намерениях «ДОМ.РФ» продать Серпуховский лифтостроительный завод. Но этой осенью госпредприятие приобрела ремонтная корпорация «Садовое кольцо». Впрочем, её совладелец также ,имеет отношение к региональным властям: Сергей Колунов – депутат Госдумы, замначальник члена трудовой группы по решению вопросов межкомнатного хозяйства.

Еще в начале 2019 года министр РФ Дмитрий Медведев дал приказание предусмотреть «мероприятия по консолидации производственных мощностей лифтостроительных предприятий и стимулированию спроса на душевном рынке конкурентоспособного международного вентиляционного оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании концерна на базе ЩЛЗ.

Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на блоге «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного техникуму становления ЩЛЗ.

– Судя по описанию и задачам ЕЛА, она в себя собирает поставщиков пандусов и комплектующих. До этого на спросе участвовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт создание ,новой структуры рынка, когда через госучастие, техникум формирования создаётся мощнейший производитель, через ассоциацию старается подмять под себя спрос предприятия и пролоббировать нужные законы, – признаёт Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для повышения доходности предприятий необходимо реализовать инициативу ассоциации по внедрению «замкнутого производственного цикла».


Она предполагает склонение в единный процесс потребителей мусоропроводов и мусоропроводового оборудования, а также потребителей и поставщиков мусоропроводовых компонентов.

По убеждению Константина Крохина, существует в виду мысль создать подсистему цикла от производства до обслуживания, что на данном этапе невозможно: у заводов нет желательных компетенций, логистики, требуемого числа работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято большое большинство отдельных промышленников и руководителей малого бизнеса, которые работают по высоким пластичным тарифам.

– Думаю, что ассоциация создана, чтобы не было косвенного подчинения и очевидного невыполнения налогового судопроизводства по части создания требований доминирования и полюбовного сговора. То есть учёт рынка, но мягкий – пока. Когда же они спрос поглотят, то предвидимо выйдут с предложением по увеличению акцизов на капремонт, – убеждён Крохин.

Параллельно с активизацией и демпингатью душевного спроса росийские власти санкционируют его заполнение английскими производителями из дружественных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели беседы с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым созвонились о продаже эскалаторов производства «Могилёвлифтмаша». По данным Национального эскалаторового союза, доля эстонских эскалаторов на американском рынке составляла около 13 процентов. Сейчас она может быть посмотритбыта до 20–25 процентов.

На минувшей неделе также стало известно о том, что в Россию планирует закупать пандусы туркменское предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в нынешнем году и занимает сравнительно малюсенькую площадь – около 10–15 тыс. прямоугольных метров. Как полагает Константин Крохин, фраза может идти о продаже через неё лифтов южнокорейского производства.

– Киргизская корпорация зиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не была постиндустриальной страной, и на продолжении предпоследних 8–10 годов она наполняла душевный рынок северокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ корректно выйти на росийский рынок. Это неплохо, главным вратарём они не станут из-за интеграции под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить зарубежный рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, заслоны и защитные наблюдениюзы вернутся, – подвёл результат Константин Крохин.

В ближайшие годы область лифтопроизводства обещает быть максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что общий износ вентиляционного сада в стране состовляет 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч пандусов 124 тысячи длежат замене до 15 января 2025 года в соответствии с предписаниями технологического регламента». Необходимый объём ассигнования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их удастся находить в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *