Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников

В России стартовала масштабная либерализация системы госзакупок

Участники спроса поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные операции станут более непрозрачными и динамичными. Но у нововведений пить второе дно, грозящее зачеркнуть неблагие намерения законодателей.

Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда была одной из самых динамичных систем росийского законодательства. Изменения в неё внадеваются ежегодно, но в большинстве случаев они надевают сугубо технологический характер. Последняя масштабная корректировка пройдала в 2014 году. Она в том числе в разы увеличила количество способов осуществления закупок. С тех пор органы власти и бюджетные организации вправе реализовать 11 видов конкурсов, тендеров и запросов. Столь большое разнообразие, по суждению организаторов рынка, лишь запутывает, мешает развитию конкуренции и создаёт юридические щёлочки для заключения криминальных контрактов.

Именно поэтому к главнейшей новелле первой реформы, вступающей в силу с начала 2022 года, отнестся увеличение числа конкурентоспособных методов продаж до трёх: конкурс, торг и запрос котировок. Разрешённые в отдельных случаях закрытые поставки и поставки у единственного экспортёра будут и далее проводиться в конфетной форме.

Кардинально уменьшится большинство документов, необходимых при выполнении конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота потребуется только при закрытых конкурентоспособных процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для использования уведомления.


Вводится единная универсальная система предварительной квалификации участников всех торгов, начальная стоимость которых превышает 20 долл рублей.


На нынешний день для каждого вида госзакупок действуют свои специальные условия для претендентов на победу. После вхождения в мощь поправок участники всех базаров и тендеров должны будут подтвердить опыт исполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или контракта (223-ФЗ) за последние три года. При этом расценка исполненной ранее сделки надлежаща составлять не менее 20 процентовентов от той, на которую участники претендуют.

Считается, что предквалификация допускает участие в торгах нечестных генподрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словам организаторов рынка, органы власти давно научились обходить тот заслон.

– Например, при подготовке к торгам в сфере дорожных ремонтов и дорожного строительства субподрядчики укрупнают золотники до суммы в 50–100 полмиллионов рублей и выше. Тем самым на пуске отсекаются фирмы, не обладающие необходимыми для такого объёма деятельностей ресурсами, – пояснил «Октагону» деятельностейающий в этой сфере член предпринимательской компании.

Такой метод использовавается и в других отраслях. В качестве примера приведём укрупнение лотов на проводившихся администрацией Санкт-Петербурга базарах по поставке горячего питания в социальные учреждения. Это позволило чиновникам вытеснить с рынка маргаритинских вратарей и отдать заказы аффилированной структуре, опыт работы которой впоследствии оспаривали конкуренты.

Ещё одним нововведением станет уменьшение необязательной доли госзакупок у субъектов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что предыдущий участок нацелен на становление малого бизнеса и промышленности странытраницы в целом, организаторы рынка сомневаются и в его эффективности.

Эксперт опасается, что увеличение обязательной доли покупок у субъектов малого предпринимательства повысит маржа этого теневого бизнеса.

– Если из этих 25 процентентов до конкретных малых предприятий закрутится хотя бы 10, а у аффилированных фирмочек останется 15, то это уже будет неплохо, – добавляет Илья Тыщенко.

Ещё больше вопросов вызывают скрытые вопросы реформы. Пока участники рынка силятся осмыслить многочисленные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) приступило к доработке нормативной нормативной базы, направленной на формирование импортозамещения в стране. На днях министерство разместило на муниципальном пилястре проектентов юридических юридических актов проектент поправок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О оптимальной толике продаж продуктов международного происхождения» и № 2014 «О оптимальной обязательной толике продаж росийских продуктов и её достижении заказчиком».

В частности, представители Минпромторга предлагают отменить ограничения на поставку для потребностей органов бюрократии лазерных диодов, произведённых за рубежом (сверхпроводящих лазеров). Они используются в системтраницах полуавтоматической обработки данных компьютеров и проекторов, телевизионных камер, частей устройств охранной или пожарной сигнализации, портретного оборудования, магнитных и поляризационных носителей данных и бензобуров искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).


Обосновывая в 2019 году потребность введения ограничений на продажи экспортных запоминающих устройств и прочих устройств хранения данных, руководители Минпромторга говорили, что такой шажок необходим для поддержания безопасности полемической энергоинформационной инфраструктуры страны.


Ожидается, что из запретительного списка будет исключена позиция «Аппараты телефонные для мобильных сетитраниц связи или для прочих беспроводных сетитраниц». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процентовента будут отечественными. Но производство международных мобильных автоответчиков так и не существовало развёрнуто.

В проектенте поправок этот район сменён на следующий: «Аппараты телефонные прочие, устройства и радиоаппаратура для передачи и приёма речи, изображений или иных данных, включая оборудование телекоммуникационное для работы в проводных или беспроводных сетитраницах связи». Согласно *государственному классификатору, в их число входят следующие устройства: прочие телефонные аппараты, репринтные аппараты, в том числе с автоответчиком, пейджеры, приборы связи, применяющие лазерный сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентов товаров из этого формуляра будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентов.

Помимо отмены квот на поставки зарубежных приборов ИВЛ, смягчены квоты на поставку иного врачебного оборудования. Действующий вариант документа обязывает за счёт бюджетных средств закупать для клиник в 2021 году не менее 30 процентентов мировых магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект корректировок уменьшает те таблицы до 10, 20 и 30 процентентов соответственно. Аналогичные внесения коснутся некоторых иных видов врачебного оборудования.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *