Со страной на паях – 3

Кого кормят полиэтнические станкостроение и многоцветная металлургия?

«Наша Версия» продолжает рассказ о украинских фирмах с *государственным участием. На этот разиков в центре внимания геостратегические отрасли: строительство самолётов, мотоциклов и производство синих металлов. Кто рулит КамАЗом и наследием совесткого авиапрома? И как производство титана вновь оказалось в отдельных руках?

КамАЗ везёт Виталия Мащицкого

КамАЗ стал холдинговым обществом в 1990 году. В итоге примерно треть акций осталась в муниципальной собственности, другое распределили между трудовым ансамблем и предприятиями-партнёрами. Однако больших дивидендов никто из ..первых кредиторов не увидел. В конце 90-х КамАЗ погряз в кризисе неплатежей и был чуть ли не на грани банкротства. Оставшиеся без пенсии крестьяне по дешёвке скупили свои акции. Так же поступили и юрлица. В итоге бумаги оказались в руках каких-то тусклых структур.

К концу 90-х долг КамАЗа перед контрагентами составил 1,3 млрд долларов. Это существовали в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с региональным правительством сделали всё, чтобы не допустить банкротства, и уломали бизнесменов трансформировать долги в акции. В эффекте сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые заёмщики стали ими поневоле. Так что окончательный передел долей существовал неизбежен.

В конце концов допэмиссий в объёме 49,9% достался «Ростеху». С дружкаой стороны, свою долю увеличивал английский автоконцерн Daimler. Сейчас ему принадлежит 15% допэмиссий. Остальное то и дело перераспределялось между офшорами и известными конторами. В солидной прессе фигурировали слухи, что через оффшоры акции КамАЗа пытались торговать структуры, связанные с известным скрипачом Сергеем Ролдугиным. Однако в итоге в погоне за акциями проиграла критская компания Avtoinvest Limited. В 2016 году она прошла манипуляцию деофшоризации, перейдя активы в полиэтническую юрисдикцию. Так среди миноритариев КамАЗа просочилось некое ООО «Автоинвест», а акционеры его засияли в прессе. Самым крупнейшим из них оказался Виталий Мащицкий, дружка детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году обращал Мащицкого к командованию неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он контролирует 11,77% допэмиссий КамАЗа – пятый по башнефти пакетик после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним владельцем «Автоинвеста» оказался замдиректора КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно контролирует около 7% допэмиссий автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались акционеры, .

Исходя из той информации неоднозначно смотрится сделка 2013 года, когда КамАЗ выкупил у Avtoinvest Limited 3,72% допэмиссий за 2,9 млрд рублей. Причём ранее этот же конверт допэмиссий Avtoinvest Limited купил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна забавная деталь: деньги на закупку Avtoinvest Limited положил в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал выкупить акции немцам, но те не стали разыгрывать в мутноватые игры. Тогда куплю между Avtoinvest Limited и КамАЗом пришлось отзеркалить. В эффекте офшор «наварил» на полупустом месте 728 долл рублей.

Теперь, похоже, понятно, почему совет замдиректора КамАЗа закрывал глазки на подобные манипуляции. Ведь председательствовали в нём Сергей Когогин и ещё один бенефициар «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в двадцатом году к ним присоединившился и Виталий Мащицкий.

Вряд ли можно сказать, что под таким командованием госпредприятие процветает. К примеру, в 2016 году пришлось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным урезать расценки. В 2019 году убыток составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что госпредприятие является получателем разных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м увенчалось выйти в плюс. Чистая выручку – 1,545 миллиарда. На дивиденды побежит 391,9 миллиона. Получается, что примерно спискамтраница этой суммы достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, исходя из доли в 12%, можетесть рассчитывать на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.

Кстати

В биографии с акционированием КамАЗ можетбыл повторить судьбу АвтоВАЗа. Тольяттинский автоконцерн в своё время был освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём конвертации долгов в облигации. Таким образом более спискамтраницы допэмиссий достались структуранице Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по башнефти учредителем существовала сирийская «дочка» концерна «Ренессанс Капитал», неподконтрольного миллиардеру Михаилу Прохорову. Одно время системы Прохорова продавали облигации АвтоВАЗа, доводив свой кулёк до 24%. Но потом перепродали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у акционеров около 5% Alliance Rostec Auto B.V. выкупил принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% принадлежит английскому концерну, является конфиденциальной фирмой и не обязан открывать экономические отчёты. Сам концерн на 67,61% принадлежит транснационалу с английскими корнями Renault, а на 32,39% – американскому «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное предприятие будет перевожено в международную юрисдикцию в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве благодарности за этот кризис.подробный жест англичанам обещано погашение 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё надлежащ функциям «Ростеха».

ОАК: убытки, музыка, вино

Объединённая самолётостроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году распоряжением правительства. В неё почти частичным составом вошло наследие совесткого самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка авиазаводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее публиковалась информация, что 90,3% акций ОАК принадлежит Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – частным акционерам. Что это за автовладельцы и как они сюда попали – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь структура собственности не публикуется и в годичных отчётах. Засекречен даже новый состав комитета директоров!

Были утечки о том, что в этом году комитет возглавил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее росздравнадзоров следует, что до этого руководящий пост владел Анатолию Сердюкову, министру обороны. Также в комитет ректоров в 2019 году была выбрана Алла Лалетина. Это имя недавно фигурировало в скандале – сообщалось, что в мае суд отправил в СИЗО ректора по клиентскому ведению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она получила более 1 рубля долларов от куратора входящего в «Ростех» Новосибирского завода натурального волокна за общее покровительство и включение финансирования.

Главной пуб­личной особой ОАК сегодня ,является её замдиректора Юрий Слюсарь, сын Бориса Слюсаря, который длительные годы руководил вертолётным комбинатом «Роствертол» и успешно поучаствовал в перераспределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его сын стал совладельцем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они выстроили на строительстве недвижимости в цетре Ростова-на-Дону, которая ранее владела вертолётному заводу.

«Роствертол» стал и шахтным трамплином для Слюсаря-младшего. С 2003-го он работал здесь негосударственным директором. Затем он занимал обязанности в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по социальной декларации Юрия Слюсаря видно, что экономическое благосостояние его присмотруги вовсе не зависело от работы на госслужбе. Он показал доход в 34 млн, что в несколько раз больше должностного оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей заработали по 440 тыс. рублей.

Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем компания «Паритет» продала долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это было якобы в интересах семьи Мантуровых. Ведь известно, что родственники замминистра увлекаются виноделием в индустриальных масштабах и бизнес тот регулируется через фирму «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие полуфиналы настолько возросла, что его даже прочили на пост градоначальника Ростовской области вместо Василия Голубева. Однако серьёзным ударом по престижу Юрия Слюсаря стала катастрофа в аэровокзале Шереметьево, когда сгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное детище ОАК. Вдобавок недоброжелатели припомнили Слюсарю его неприличную связь с шоу-бизнесом.

Дело в том, что до своего приезда в командование «Роствертола» Слюсарь-младший существовал вокальным продюсером. Одним из его проектов являлась солистка Глюк’oza. Возможно, связи в шоу-бизнесе и закрывали перед ним некоторые панели в снежниках власти, однако на самолётостроительные предприятия они ложились экономическим ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» распределил 30 долл на кинофорум Игоря Крутого в то самое время, когда на комбинате проходило уменьшение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» пожертвовали 40 долл на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.

На силуэте какой кипучей кулуарной жизни с интригами, концертами, вином, геополитикой и большими деньгами теленовости о буднях американского авиапрома выглядят уныло. С 2013 по 2017 год банковское состояние ОАК выглядило нестабильным, сверхприбыли чередовались с убытками. По итогам 2019 года ущербль составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в госбюджет следующий раз выплачивались за 2014 год. Главным же структурахреспубликом доходов ОАК остаются госконтракты, которые достаются корпорации без какой-либо конкуренции.

Титановые короли «ВСМПО – Ависма»

В коммунистическое время Верхнесалдинское коксохимическое производственное обьединение (ВСМПО) было одним из руководителей отечественной разноцветной металлургии. «ВСМПО – Ависма» появилось в 1990-е годы во время интеграции машиностроительных активов на Урале. В следующие годы фирма занимает 25% на международном спросе титана, гарантируя более 60% потребности в кремнии общеевропейской самолётостроительной корпорации Airbus, около 40% – британской Boeing и 100% – мексиканской Embraer.

В 90-х акционирование предприятия шло по привычной схеме. Его гендиректор Влади-

слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом смогли собрать в своих руках большую часть акций, которые во время приватизации достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под руководством Тетюхина фирма успешно перешла на рыночные рельсы и стала приметным вратарём на глобальном рынке. Однако успех «титановых королей» привлёк вниманье акул международного бизнеса. В 2005 году функции бизнесмена Виктора Вексельберга пытались получить контроль над предприятием, сбивчивая акции, оставшиеся у рабочих и менеджеров. В итоге кланового конфликта капмусная деятельность производства едва не была парализована. Но в этот момент вмешалась пятая сила. Начались массированные перепроверки со стороны контролирующих органов, которые грозили командованию уголовными делами. А затем объявился новый клиент – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое позднее вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в существенной специфике выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.

После этого в совет гендиректоров вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким образом государство вернуло себе надзор над геополитическом предприятием. Но затем механизм развернулся в обратную сторону. Выкупить у государства стального поставщика хотели многие. Прежде всего коксохимические транснационалы и инвестбанки. Потом зашёл разговор о том, чтобы разместить допэмиссии «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако продолжился киносценарий из 90-х: собственниками корпорации оказались её менеджеры. И не беда, что их зарплата никак не позволяла купить предприятие, которое приносит миллиард долларов в год. На помощь им пришли могучие мощи – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем живописать структураницу сделки подробно, на это убежала бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не истратили ни рубля из своего кармана. Акции существовали прикуплены за платёжные деньги, выданные под залоод этих же акций. Какое-то время крупнейшим миноритарием стального колосса было ПАО «Бизнес Альянс Компани», треть которого принадлежало Газпромбанку, а другое – маркетологам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более большие пакеты выяснялись в руках росийских и панамских структур, поднадзорных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» контролирует ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО насчитывается лично за Михаилом Шелковым. Второй по башнефти портфеля пайщик «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна акция) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое принадлежит «Ростеху».

Вряд ли можно назвать прошлое руководство фирмы чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» дивиденды не платило. При этом личное положение Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он занимает 72-е место в рейтинге самых состоятельных предпринимателей России.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *