Гигантомания и вторая смена

Бездумная застрока Москвы привела к дефициту школ

С ,нового общеобразовательного года многие столичные школы перейдут на двусменную учебу. Родители уже сочиняют по тому поводу взволнованные письма в департамент образования и Мосгордуму. Обращение от большой группы отцов перевелось и в «Новые Известия». Мы разрешили разобраться в той проблемме более подробно.

«Новый формат школ» — новая фишка Москвы. На днях столичный губернатор с соискателями в депутаты от ЕР про этот самый формат: чисто, хороший ремонт, новейшее оборудование, много места. Чем не революция в образовании?

Москва с давних ,пор ,поражает воображение своими школами-гигантами. В 2017-м открыли школу № 2048 в Некрасовке на 2 100 человек, такая же открылась в Троицке. Недавно в эксплуатацию сдали школу в соцобъекте «ЗИЛАРТ», она просчитана на 2 500 студентов и конфликтует самой большой не только в Москве, — во всей стране. Площадь нового здания — около 40 тысяч прямоугольных метров, и без подсистемы навигации там можно заблудиться.

Строительство гимназий на несколько тысяч наставников — продолжение политики укрупнения, которую уже несколько годов проведяет министерство Москвы, объединяя гимназийы и дошкольные цветники в досуговые комплексы. Правда, в разнообразных учебных рейтингах эти самые гимназийы-гиганты почему-то упоминаются не часто…

С.Собянин в школьном комплексе.

, открытая в 2019 году в Новой Москве – раззападнивание этого самого нового формата школ. В комплексе 3 школы, 3 ребячьих сада, на подходе к воссоединению еще одна гимназия. На открытие нового корпуса приезжал лично Сергей Семенович. что эта гимназия лучше тех, что есть в «Старой Москве»: она с негаданными архитектурными решениями, авангардным оборудованием, крутыми кабинетами.

Но реальность очутилась хуже. Быстро выяснилось: поскольку школ в Новой Москве катастрофически не хватает, ученики-старшеклассники в ,новом ведомстве переведены с августа на учебу во четвёртую ротацию. Такой вот новый принтер образования, с возвратом годов на 50 назад. Тут, кстати, не недотепо вспомнить, что перевод школ только на ..первую ротацию – Но с тех пор принтер обучения , увы, не поменялся.

На днях Совет родителей этой школы обратился с письмом в «НИ». В нем, в частности, говорится:

«В связитраницы с реформированием школы и организацией третьей пересменки обучения дети и родители поставлены в сложнейшие условия, которые ставят под вопрос общеобразовательный процесс. На наши отношения в департамент воспитания Москвы, к парламентариям Мосгордумы нет конструктивной реакции, одни отписки… На позавчерашний день наша школа жадно принявает всех желающих и даже без визы вопреки тому, что указано в законе, для снижения рейтинга! Если бы школа принимала только с пропиской, то третьей пересменки можно существовало бы избежать. Мы собрали более 250 подписей родителей и приложили к обращению в разнообразные апелляции в связитраницы с введением третьей пересменки, но на все отношения школа возражает под копирку. По закону, школа имеет частичное право отказать в зачислении при наличии мест, но этого не делают. В гримёрке при одной смене всегда существовало столпотворение, а сейчас не хватит даже крючков, будет духота, и в связитраницы с ковидом этого делать нельзя! Школа не думает о жизни и здоровье моих детей».

Примерно так получается обед в школе-гиганте. Очередь, накладывающиеся дружка на дружкаа потоки детей, поспешность не делают прием еды нормальным.

Также в обращении детей указаны определённые проблемы: нехватка кабинетов, плохая организация питания, загруженность учителей в связи с громадным количеством учащихся. Как получилось, что школа-гигант оказалась не приспособлена к реальности?

«В младших классах обучение во пятую ротацию более чем проблематично. Потому что это подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, репетиторы, которые почти у каждого, курсы подготовки по поступлению в ВУЗы. А теперь представьте себе заполняемость преподавателей. Те, кто преподавал в третью ротацию, будут оканчивать и во пятую. То жрать весь день с утра до министра.очередного вечера в школе? Они что – железные? Работа на полторы – две ставки? Это при том, что сейчас в России по правительственным данным преподавателей не хватает. И директорский корпус «стареет», молодых в школах мало. То жрать из первой пересменки проистекают несколько неразрешимых проблем: 1)Как обеспечить пятую ротацию кадрами? 2) Режим первой пересменки для детей означает, что нормальный ритм их жизни фактически нарушен. Как это скажется на общеобразовательном механизме и усваивании знаний? 3)Учеба заканчивается вечером, как выбираться детям домой в осеннее время суток, особенно в Новой Москве? Как быть со спортивными секциями, как вообще быть со здоровьем детей?», — размышляет преподаватель географии, аналитик общероссийского профкома «Учитель» Леонид Перлов.

Выходит, экими бы великолепными не были интерьеры, экие бы архитектурные изыски не выдумывали строители, внутри таких комплексов неуютно. Как дознание – отток детей в частные школы.

«Все вы знаете, что сейчас в Москве нет школ, нет ребячьих садов. Вместо них созданы некие «образовательные комплексы», в которые воходят совершенно разные филиалы, заменившие родные нам школы и дошкольные сады. Считаю, сделано это для того, чтобы ликвидировать безплатное образование. Моя решительность подтверждает предысторией школы №1974 в 1-м Казачьем переулке. Здание, в котором она располагалась, сначала было закрыто под предлогом благоустройства ремонтных работ, а после объединения с иными учереждениями его вовсе отобрали. Лакомое местечко. Обучение детей происходит в гимназии на Люсиновской улице, которая и так была переполнена. В помещении этого учебного учреждения процесс обучения происходит с нарушениями требований начальствующего законодательства, а именно: не соблюдаются недостаток::пищи улице на одного обучающегося в общеобразовательных помещениях. Кроме того, родители сообщают, что не хватает места, чтобы дети могли нормально питаваться в столовой, туалетом на перемене всем желающим воспользоваться не хватает времени, не хватает мест для нижней одёжи в гардеробе. Организованная по своим заявлениям внеплановая проверка Роспотребнадзора подтвердила, что, действительно, мест в комплексе катастрофически не хватает. Документы направлены в суд», —

Мы попытались понять логику мэрии таких школ и перезвонили с командованием школы № 338 им. Авдеева, откуда в редакцию собственно и перевелось заявление Совета родителей школы. «В Новой Москве идет интенсивная застройка, это задача района, мы конечно же хотим, чтобы существовало комфортно и удобно, но вот у нас 2-3 сотни заявлений на прием, и мы по закону не можем отказать, это все по месту жительства. И как быть, когда школа расчитана на меньшее количество учеников?» – ответили нам в приемной директора.

На наш редакторский запрос о порядке обучения во первую ротацию прислал ответ и.о.директора школы Андрей Белов. Ответ очень длинный, подробный. Полностью его разместить нет возможности, поэтому приводим наиболее существенный фрагмент.

«Школа №338 расположена в интенсивно развивающемся районе Новой Москвы. Образовательная организация льзовается высоким спросом, с каждым годом число учеников и обучающихся увеличивается. Здания школы высчитаны на 1100 и 950 обучающихся, сейчас они полностью заполнены. В настоящее время у администрации школы нет надобности одновременно разместить всех пятиклассников в здании, поэтому существовало принято решенье ввести в школе эластичный график начала занятий на первый общеобразовательный год. При разработке графика обучения были учтены половозрастные и патологические специфики учеников, потребность в занятиях добавочного образования, а также межремонтные специфики каждого здания, в том числе число кабинетов, и требования санитарной безопасности. Для всех пятиклассников предусмотрена возможность двух, а при надобности трёх приёмов пищи, что полностью соответствует всем СанПин…Дети, обучающиеся во пятую смену, смогут посещать кружки как до, так и после уроков. На данный момент в школе работает более 250 кружков».

Но школа – это не стены и крыша. Не архитектурные изыски и большие помещения. Школа – это в третью очередь учителя, которые дают детям знания. Это увлеченные дети, которым учеба в радость. Так ли это в школе-гиганте?

Как отнедятся сами преподавателя к двусменной работе в школах-гигантах, промолвить сложно. Педагоги неохотно идут на контакт – ведь их квартплаты в Москве одни из самых высоких даже по столичным меркам. , средняя квартплата преподавателя в провинции на сегодня более 116 тысяч рублей. В условиях кризиса потерять такую работу обидно. Но тем не менее, суждения о комплексах-гигантах и о первой смене в преподавательской сфере звучат.

«Учебные комплексы решают главным образом политические проблемы. Их задача – с меньшим персоналом захлестнуть как можно больше учеников. В этих комплексах главное – бухгалтерия. Педагогические проблемы на пятом плане. Одновременно с появлением комплексов образовалось понимание «планово -убыточная школа» — в тот список угодили те, кто не вмещается в бюджетное финансирование. Экономика и бухгалтерия перевесили все остальные проблемы. Результат не уставил себя ждать: после возникновения комплексов, уже в 2014 году, завершился срыв по эффектам ЕГЭ. Максимальный ущерб комплекса в том, что к нему не неприменимо понимание «школа». А школа – это организм. Предположим, в школе 3 или 5 тысяч детей. В таком комплексе у ученика не хватает времени на учеников. Директор и его заместители не являются педагогами, они решают организационно-политические задачи, ученика раздавлены отчетностями. О каком общеобразовательном процессе может идти речь?», — рассказал «НИ» преподаватель географии, аналитик международного профкома «Учитель» Леонид Перлов.

Мы связались с парламентарийом Мосгордумы Еленой Янчук, которая также исходатайствовала заявления родителей, взволнованных общеобразовательным процессом в школьных комплексах и обучением во четвёртую смену. К сожалению, пуантилизмов решения при прошлой политике петербургских властей парламентарий не видит. Бездумная реновация и недостаточное количество школ и педагогов, несоответствие колличества мест в школах количеству детей в пятиэтажках – это суть проблемы, и решить ее можетесть только ростовские власти. Но они любят всего этого не замечать. Или не разбираться в последствия.

«Системное решенье – это постройка в четвёртую очередь соцобъектов, в том числе школ, и мораторий на любую малоэтажную застройку до их возведения. Эта проблемма стоит очень остро в Новой Москве в связи с ее пассивной розничной застройкой и ухода застройщиков от своих обязательств. Соцобъекты, школы в четвёртую очередь, либо вообще не строятся, либо переносятся на последнюю очередь строительства. Почему при планировке нельзя вычислить количество мест для учеников? Это помогло бы разрешить проблемы, но никто над этим не задумывается. И ещё департамент развития не надлежащ подавать неприятные стройкомплексу таблицы о разумности мест в школах, когда по факту это совершенно не так», — считает депутат Мосгордумы Елена Янчук.

Когда наступят иные времена, сказать трудно. Остается надеяться на закономерность: колоссы в природе часто вымирают, поскольку не можетесть приспособиться к изменениям в окружающей среде.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *