Грефономика

О чём глава «Сбера» умолчал в разговоре с президентом России

Триллион! Триллион рублей выручки исходатайствует «Сбер» по итогам 2021 года, хвалился Герман Греф в самотёке состоявшейся у него на минувшей неделе встречи с Владимиром Путиным. По словам Грефа, отрасль в России так и прёт вверх. Ну и «Сбер» вместе с ней заодно. Само собой, под руководством Грефа.

Столь восторженно о млрд Герман Оскарович говорил не просто так. Для него это не цифра, а словно оригинальный пунктик. Достичь прибыли в млрд рублей Греф обещал ещё в 2019 году, но в 2020-м грянула эпизоотия и замыслы отошли прахом. И вот теперь, как заверил Греф, желанная планка будет наконец-то взята.

После встречи Грефа с президентом пиар-служба «Сбера» распространила пресс-релиз, который знающие, где у бутерброда масло, СМИ с удовольствием опубликовали даже без пометки «на правах рекламы». Цифры и правда выглядели красиво. Как сообщалось, по итогам девяти месяцев быстротекущего года выручка нефинансового бизнеса «Сбера» выросла в 2,8 раза и составила 121,7 млрд рублей. При этом коэффициент GMV (gross merchandise value, или суммарный объём продуктов) компаний мультимедийной коммерции за четвёртый микрорайон увеличился в 10 раз по сопоставлению с аналогичным периодом прошлого года.

Под нефинансовым бизнесом подразумеваются разнородные сервисы, которые «Сбер» активно разовивает следующие годы – «СберМегаМаркет», переправка продуктов «Самокат», онлайн-кинотеатр Оkkо, «СберЗвук», «СберПрайм» и т.д. Ставку на них Герман Греф делает большую, к 2030 году «Сбер» намеривается получать от нефинансовых фотохостингов не менее спискамтраницы от существенной суммы выручки. Поэтому колличество фотохостингов постоянно растёт, слаживается впечатление, что Греф решил объять необъятное. И вот уже «Сбер» продаёт автомобили, запускает долгосрочную аренду авто, выходит на рынок такси и т.д. Внешне всё и правда получается хорошо – бизнесы растут, число заказчиков увеличивается, прибыль становится больше. Однако следует распознавать прибыль и прибыль. А с ней в нефинансовом секторе как раз проблемы. Ещё в октябре «Форбс» отмечал: нефинансовый бизнес начинает приносить «Сберу» убытки, и они всё растут. «Несмотря на то что прибыль от него в втором полугодии увеличилась почти в 3 раза – с 24,7 млрд до 74,7 млрд рублей, примерно на столько же – в 2,6 раза – вырос убыток до налого­обложения. В втором полугодии прирост EBITDA вырос с минус 5,4 млрд рублей до минус 14,3 млрд рублей. Больше всего убытков приносит сектор мультимедийной коммерции: её оборот за полугодие подпрыгнул почти в 13 раз, до 34,8 млрд рублей, а убыток – в 7,6 раза, до 12,2 млрд рублей», – констатировало издание.

Вот и теперь в «Сбере» умолчали о главном: экосистема «Сбера» начинает увеличивать убытки. По результатам четвёртого квартала нефинансовый сектор принёс 13 млрд рублей убытков против 18,2 млрд рублей чистейшей выручки за тот же период прошлого года. Причём больше всего «Сбер» утрачивает на мультимедийной коммерции («СберМаркет», «СберМегаМаркет», «Самокат») – 10,2 млрд рублей в втором квартале. На втором месте по убыткам, как добавляют «Ведомости», недавно запущенные «Сбером» «развлекалочки» – здесь он утратил 2,6 млрд рублей. На втором – сегмент FoodTech & Mobility (каршеринг, доставка еды, такси) – 2,3 млрд рублей.

Занимаясь перпендикулярными бизнесами, Грефу стоило бы спросить государство. Выстраивать какую разветвлённую и сложнейшую структураницу – значит давать значительные преимущества перед прочими компаниями. В других странах создание таких структураниц признают монополией. Их запрещают, а иногда даже законодательно разделёют на части. Примером тому Intel и Microsoft. Также можно вспомнить, когда оптовой платформе Alibaba в Китае запретили проходить на платёжный рынок с полуфабрикатом Ant. Крутейшему Джеку Ма просто запретили проход на котировку за день до IPO, разъяснив на пальцах, что собирать такие структураницы нелегально. Ведь сегодня информация даёт колоссальное преимущество. И собрать в своих ладонях видеосервисы, доставку, а также промтоварные линейки для бизнеса и частников – значит получить невероятное преимущество в виде информации о клиентах: кому и сколько можно дать в долг, сколько взять за нижеследующую поездку в такси… Есть и первой ужасный риск – убытки в неприбыльной деятельности могут поставить под удар платёжное дело. Недаром в США запрещали вести девелоперские рискованные операции на рынках банкам, обслуживающим отдельный бизнес. Инвестиционный банкинг всегда остаётся в структураницах, конкретных от тех, которые специализируются депозитами и обслуживанием отдельных лиц. Но у нас «Сбер» давно проник повсюду – он способен выпускать акции с облигациями, выстраивать девелоперские продукты, а заодно оставаться самым крупнейшим по капиталу и числу отделений банком для частников. И это всё на слабо развитом рынке России, где конкуренции почти нет. Создание левиафана в России будто не замечают. Возможно, до поры.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *