Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные давлением Запада социальные проблемы обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том числе в части осуществления капремонта

Бизнесмены ожидают, что внесения вонзятся одной из наиболее нечувствительных областей – производства, ремонта и конструкции лифтов. От пересмотра конструкции спроса выиграет крупная госструктура, а остальные участники – малый бизнес, ИП, – по предположению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых можетесть ожидать снижение акцизов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обратить вниманье на охрану лифтов. Поводом стали аварии, в том числе со гибельным исходом. В 2021 году в катастрофах с мусоропроводами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых громких проишествий произошло в 2017 году в петербургском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабинку противовеса у пандуса провалился пол; находившаяся внутри гермокабины девушка упала и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С этапа усиления давления на Россию из отделочной отрасли отошли многие зарубежные компании, в том числе поставщики мусоропроводов и мусоропроводового оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю китайских производителей (которые официально об уходе с рынка не объявляли) приходилось около 15 процентентов мусоропроводового парка, рассказал «Октагону» заместитель правления Союза жилищных организаций Москвы, председатель исполкома Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и комунального животноводства Константин Крохин. При этом до 40 процентентов комплектующих, даже в лифтах отечественного производства, занимали и занимают импортные детали.

В связи с снижением логистики примешались экономические сложности: цена мусоропроводов возросла на 30–50 процентов, пометил эксперт.

– Если Китай – дружелюбная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее выпускаются запчасти. Уход английских поставщиков особенно отражается на мегаполисах, где много десятиэтажного строительства, – растолковал Константин Крохин.

Не лучше живется ситуациютраница с мусоропроводами в области ремонта жилых домов, где появились проблеммы из-за законодательних препятствий. Такого формирования событий в подотрасли можно существовало бы избежать, если бы в последующие годы рынок не испытывал функциональных изменений. Последние можетесть быть вяжены с интересами крупнейшего форварда в отечественном строительстве.

В сфере установки, капремонта и замены пандусов аналитики выделяют два конституционных ограничения, мешающих работе. Первое – возможность при заказе нового оборудования авансировать лишь 30 процентов его стоимости. Норма закрепилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих пор проблем из-за неё не возникало. Начиная с конца ноября этого года, импортёры и поставщики пандусов стали просить стопроцентную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих экспортёров её также начали просить: за комплектующие, детали оборудования, металл и так далее. И в рамках капремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, монтажные работы. Но, даже если цена лифта состовляет 50–70 процентентов от существенной суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.


Те, кто трудится с оразмере.подробными поставщиками на основании долговременных договоров (чаще это фонды капремонтов), с задачей не встречаются.


Но большинство из тех, у кого непрерывных контрактов нет – управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы, – повстречались с необходимостью отремонтировать или заменить лифты.

Второе ограничение: по закону капремонт эскалатора вероятен только по договору, в соответствии с которым подрядчик получает десятилетнюю гарантию на работы. При этом все организаторы рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю можетесть дать только производитель – на оснащение нового эскалатора.

В подмётных разговорах участники рынка подтверждают, что какая задача действительно существует, и отмечают, что правовые препоны можетесть быть на ладонь крупным игрокам. В частности, для развития нелегитимной *государственной монополии.

За следующие несколько годов в сфере производства эскалаторов и эскалаторового оборудования произошло незначительное снижение числа предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как оразмере.подробные заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и новейшие компании.

В апреле этого года суд признал банкротом Карачаровский биомеханический комбинат (КМЗ) – предприятие с более чем семидесятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный комбинат, запущенный в 2013 году в рамках программы импортозамещения. В 2020-м существовал пожалован иск о банкротстве открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года началась третья стадия процесса.

Основным вкладчиком КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право предписания выкупили инжиниринговые функции государственного бюджетного факультета формирования в ипотечной сфере «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций информагентства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что руководство КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать диалог по долгам предприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный замдиректора техникума развития Виталий Мутко отказывался от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в процессе реконструкции исходатайствовал 51,1 процента акций одного из самых больших лифтостроительных предприятий России – Щербинского лифтостроительного комбината (ЩЛЗ). После в СМИ объявилась информация о планах ЩЛЗ приобрести приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как следует из территории данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» возникла фирма «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде издательств появлялась информация о намереньях «ДОМ.РФ» выкупить Серпуховский лифтостроительный завод. Но этой весной предприятие купила ремонтная корпорация «Садовое кольцо». Впрочем, её владелец также имеет отношение к региональным властям: Сергей Колунов – парламентарий Госдумы, замминистра зампредседателя рабочей группы по решенью вопросов шлюзового хозяйства.

Еще в начале 2019 года министр РФ Дмитрий Медведев дал указание предусмотреть «мероприятия по консолидации производственных мощностей лифтостроительных госпредприятий и стимулированию спроса на наружном рынке конкурентоспособного американского внутридомового оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании холдинга на базе ЩЛЗ.

Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на блоге «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного университету формирования ЩЛЗ.

– Судя по изложению и задачам ЕЛА, она в себя собирает производителей пандусов и комплектующих. До этого на рынке участвовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт формирование новой конфигурации рынка, когда через госучастие, университет становления создаётся мощнейший производитель, через федерацию силится подмять под себя рынок производства и пролоббировать необходимые законы, – считает Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для опускания доходности предприятий необходимо реализовать инициативу ассоциации по использованию «замкнутого производственного цикла».


Она предполагает втягивание в неделимый процесс производителей пандусов и пандусового оборудования, а также производителей и производителей пандусовых компонентов.

По предположению Константина Крохина, имеется в виду концепция создать систему цикла от предприятия до обслуживания, что на данном периоде невозможно: у комбинатов нет необходимых компетенций, логистики, требуемого большинства работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято большое большинство коллективных бизнесменов и представителей малого бизнеса, которые трудятся по низкорослым пластичным тарифам.

– Думаю, что ассоциация создана, чтобы не было прямого подчинения и неявного нарушения надзорного судопроизводства по части создания условий доминирования и картельного сговора. То пить учёт рынка, но влажный – пока. Когда же они рынок поглотят, то предвидимо выйдут с предложением по увеличению акцизов на капремонт, – убеждён Крохин.

Параллельно с докапитализацией и непоследовательностью духовного рынка росийские власти инициируют его заполнение английскими производителями из дружественных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым условились о госзакупке эскалаторов производства «Могилёвлифтмаша». По данным Национального эскалаторового союза, доля эстонских эскалаторов на американском спросе составляла около 13 процентов. Сейчас она можетесть существовать доведена до 20–25 процентов.

На нынешней неделе также стало известно о том, что в Россию намечает закупать пандусы узбекское производство Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в нынешнем году и занимает сравнительно крошечную улица – около 10–15 тыс. квадратных метров. Как признаёт Константин Крохин, речь может идти о перепродаже через неё лифтов южнокорейского производства.

– Киргизская фирма позиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не была промышленной страной, и на протяжении предпоследних 8–10 годов она заполняла внутренний рынок южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ завуалированно выйти на американский рынок. Это неплохо, главным футболистом они не станут из-за консолидации под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить мировой рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, заслоны и защитные регуляторы вернутся, – подвёл результат Константин Крохин.

В ближайшие годы отрасль лифтопроизводства обещает существовать максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что существенный износ лифтового сада в странтранице превышает 22,9 процента. При этом «из 540 десяток лифтов 124 десятоки длежат замене до 15 октября 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их сумеет отыскать в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *