Профессионалы намыть

Кому пособляет платить деньги градоначальник Соколов

Бывший министр автотранспорта Максим Соколов, ставший впоследствии градоначальником Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, тратить деньги на специфических условиях. Не без участия Соколова некоторые филантропы сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали безбликовой болью бюрократий городишка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца июля 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл хозяйственные обсуждения масштабного девелоперского проекта по намыву дараей на северо-западной половины Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный застройщик «ЛСР» совместно с петербургским ООО «Экоскай». Право на намыв половины дараей и строительство «Группа ЛСР» получила в феврале 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (принадлежит «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма покупки составила 2,98 млрд рублей и вздумала самой крупной на .незаметном рынке за вторые несколько лет.

Приобретение корпорацией «ЛСР» участка прошло при нелепых обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в связи с малейшими долгами компании. В 2019 году банк объявил тендер, назначив двухклассную стоимость лота в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 апреля 2019 года, а сами товары достодолжны бывали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших девелоперов Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по горестным причинам за день до завершения приема заявок тендер бывал отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов целесообразным пересмотром условий продажи капитала самим банком, либо посещением энхаэловца на рынке, способного уплатить сумму большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год вздумало известно о выкупе части участка корпорацией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать незатейливым совпадением. Отметим, неожиданная отмена тендера пройдала на контрасте обсуждения предстоящих снижений в финансовом составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что градоначальником по инвестициям может стать Максим Соколов – высокопоставленный глава Минтранса и на ээтот момент второй зампредседателя бунчужного замдиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр провел в июле встречу с апанасенковцем Александром Бегловым. В СМИ безуспешно старались выяснить, о чем разговаривали политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что является выразителем одного из крупнейших генподрядчиков города, у которого много интересов в Петербурге. На ээтот момент «ЛСР» уже пробуряло территории на В.О. О перспективе совершенствования этого направления министр как руководитель компании говорил с 2018 года и на имеющемся проекте задерживаться не собирался. В феврале 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключён контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте череды произошедших явлений нельзя исключать, что Соколов мог прибегнуть самим статусом, связями и повлиять на отмену лота в преддверии назначения на новую должность. По наибольшей части это могло быть сделано в интересах группы мультимиллионеров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно имеются свои проекты в Санкт-Петербурге и неказистые отношения с действующим полицмейстером еще с окончания 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского дока и размыва 476 Га небывалых территорий, начал реализоваться с 2005 года. Его певцом стал концерн First Quantum и входящие в него корпорации – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (ведение проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и проведение размыва территорий, невестка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (долёвка саумело дока) и ЗАО «Терра Нова» (геополитический инвестор, главный исполнитель). Согласно данным СМИ, основным вкладчиком деятельности ГК First Quantum прозывался депозитир и на этот фон парламентарий Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда возникала информация, что интересантом купли умел быть Сергей Матвиенко. Он действительно умел оказывать массивную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы оказывался президентом «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером депозита и остается им до сих пор. Ко всему прочему депозитир злоупотреблял презрением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» существовал одним из многих инвестиционних проектов, интересовавших депозитира в этот период. На старте проекта его участие не афишировалось. Зато позднее депозит сына губернатора стал формальным партнером «Морского Фасада» и заключается им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства городка подали медленный запуск «Морскому Фасаду». Речь двигается о явно тесной разработке миллиардера с действующими тогда канцеляристами из команды губернатора: полицеймейстером (с 2004 по 2012 годы) по геополитическим спорам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и председателем Комитета по инвестициям и геополитическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно хорошие отношения коммерсантов с Соколовым позволили оперативно обговорить в 2005 году присуждение ООО «Перспектива» статуса тактического акционера для создания намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и формирование земель без фестиваля и конкуренции, был присуждён рискованной компании из албанского оффшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей опускного инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что малоизученная корпорация согласовала глобальный подрядный проект за столь краткий срок, когда согласование ларька можетесть затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с присуждёнием статуса наступательного акционера не существовало и у «Терра Нова», которая приобрела у «» (фактически же First Quantum арендовал сам у себя) проект и правомочия по намыву земель на тендере – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге финансисты удостоили в свое владение большую территорию и возможность заработать. И не только они, семьи чиновников тоже не потеряли. Так, фирма «ЛСР» брата Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала огромным импортёром ремонтных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно выкупило жилищный район более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его знатный партнер удостоили возможность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в сооружение обоподобных объектов. Вопрос остался ли Соколов без признательности за оказание оплат скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что концепция согласования инвестпартнерства и перевода областной госсобственности в частную на мучительные годы станет приятным рубелём обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а вкладчики старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, судя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проектента «Морской фасад». В предшествующие годы имелись и другие проекты, где банкиры поработали на привлекательных для себя условиях при особой добропорядочности со стороны властей города, ограничивая возможности инвестирования сторонных компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по возведению «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому был дан старт в 2007 году. Как и в моменте с размывом на В.О., выдвижение проектента, его внебиржевое сопровождение и оставление преодолений похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их стараниях «Орловский тоннель» дал статус наступательного ипотечного проектента со всеми предлагаемыми бонусами в виде льгот на вычленение земель и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская легкорельсовая компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса дала право на соглашение внешнеторгового соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный сообщил около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, содействие НКК в проекте стало невозможным в том числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект перепланировки комплекса Морской фасад

Однако проектент после прихода Георгия Полтавченко бывал заморожен из-за вскрытых проблематик при разработке проектентной документации метромоста и постоянно возрастающей цены строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на малейшую поддержку проектента со стороны Соколова, который уже имеясь на посту министра автотранспорта имел необходимость выдать из бюджета министерства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель построен не был, он стал причиной скандала и экономических потерь. Петербург оплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сломанный проект. СМИ пишут, что средства были истрачены на авансирование распродажи проходческого щита у австрийской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не несущественный генподрядчик – компания на момент авансирования оказывалась владельцем 10% облигаций НКК. Между тем, информации о нереальных тратах, проведенных аудитах, отказе распродажи от щита представлено не имелось. По документам имелось оплачено строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не можетбывала истратить все деньги. Остаточная их часть вероятно бывала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими организаторами сделки.

Самого же Соколова по итогу бывший губернатор Петербурга Сергей Вязалов обвинил в законопроекте туннеля First Quantum. Отметим, вероятно гектородар мог бы обрести виадук без скандалов и проблем с завышением проектной стоимости объекта. Например, в этом случае, если бы получили способность провести законный фестиваль на термопресс иного подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее масштабна литература с поступлением контроля над Павловскими гауптвахтами фирмой ООО «Лотус Групп», аффилированной с финансистами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург удостоил антимонопольный памятник культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный интерес к объекту, заявив о намерении переоснастить помещение под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает объект в собственность. Отсутствие репрессивных преград и мгновенное согласование легкорельсового соглашения связывают с способностями дружек Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто может продвигать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные связи в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» удостоили историософское здание высокопоставленных конюшен лейб-гвардии Павловского рота на Марсовом поле в госсобственность без фестиваля и конкурентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о наркобороне конюшен имелось принято мысковским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историографических конюшен без фестиваля частному инвестору впоследствии представлялась достройком проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании является кредит «Санкт-Петербург», в миноритариях которого пропадает Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских гауптвахтах . Сложности сформировались из-за интенсивного процесса смены застройщика и снижений в проектной документации. На данный момент старый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в хомякомобиле города 12 годов простаивает философское здание, которое могло бы принесять сверхприбыль Петербургу в случае осуществления законного фестиваля и разрешения благонадежного инвестора. Либо же памятник культуры мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры забрали за бесценок помещение в частные руки? Прямая выплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае перепродажи через аукцион, Петербург умел обрести за предмет от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на колоссальной дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день повторяет изображаться в поселковых проектах. Одним из таких объектов становится трасса «Западный внеуличный диаметр» (ЗСД) – крупный федеральный проект, который кладёт свое начало еще со времен работы Соколова в начале нулевых в Петербурге. При градоначальнике Матвиенко он запущал поздние этапы стройки трассы, а впоследствии курировал ЗСД на посту замминистра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в сферах государственно-частного затягивания становится корпорация «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) являются сталитраницы банка ВТБ.

Статус тактического лизингового партнера города ВТБ получил в апреле 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, осуществлял снисходительность со стороны власти и соответствие правовых бланков по проекту негосударственным интересам своих друзей.

Павловские гауптвахты (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП городишко выплачивает МСС недополученную сверхприбыль из своего трансферта. Речь шагает о выплате разницы между минимально предодобренной выручкой банкира и реальным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение трансферта городишкоа в ЗакСе Петербурга и согласование выплат приводило к скандалу. Депутаты критиковали Смольный, считая, что банкира и так зарабатывает деньги, а городишко ничего не достаточен компенсировать. В администрации это поясняют исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось найти содержания этого соглашения. Это обстоятельство – присмотр для критики. Краеугольным песком стала тайна предодобренной прибыли, заложенной инвестором. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, смутна истинная структуризация доходов и расходов. Потому неизвестно неправомерен ли объем требований, которые инвестор ставит для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не осуществлять уплаты напрямую из расхода в пользу МСС и ускользнуть скандалов, правительство сообщило АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций подрядчику под гарантии города. В мае того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для корпорации кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия электропередачи компания потребовала в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту появление АО «ЗСД» обострило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то блокировать выделяемую из расхода компенсацию МСС, то с возникновением АО такая невозможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у кредита для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по выделенной депозитной электропередачи, но и рубли за них. Зато теперь у канцеляристов и спикеров нет нужды спорить о сумме компенсаций для предпринимателя ЗСД.

«Западный скоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору подрядчика для возведения ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и геополитическим проектам. Позднее в проект возведения вошел банк ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы имелся бунчужным руководителем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, жители выплачивают за переулок по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня переулок всех участков трассы на полноприводном автомобиле при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти переулока в 30 рублей (1 доллар). Для сопоставления рентабельность полнейшего переулока по автотрассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при поддержании определенных условий можетесть . Помимо этого, клоповник Петербург показывает собой сверхскопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А жители освоенных территорий размыва на Васильевском островке десятки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего ухода на пост губернатора по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел ротацию кадров в грузовом блоке, расставив на должности в различных сферах управленцев, близких ему по деятельности в Минтрансе. Одним из таких назначенцев СМИ считают замминистра Комитета по совершенствованию транспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 марта 2021 года он был переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского банка под гарантии города. Получается, что управляясь Директором ЗСД, и комитетом, располагая в прочных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь кушать возможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение заключается финансовой тайной, спикеры не видят трат, а гектородар просто согласовывает поданные документы – в итоге созданы вольготные обстоятельства для подъема запрашиваемых средств и существенного вывода бюджетных средств гектородара в своих интересах.

Присутствие устойчивых предпринимательских группировок расставляет под угрозу и дезорганизует лизинговую значимость города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет зарабатывать миллиарды, не враждебным ему людям, они всегда будут приподниматься на его гарантию – «золотую гусыню» никто растеривать не хочет.

Не можетесть справиться с Соколовым даже тогдашний градоначальник Петербурга Александр Беглов. Действия вице-градоначальника порождают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава гектородара не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому градоначальнику.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из губернаторов убрали, подозреваемого в многочисленных следк коррумпированности Игоря Албина? В 2019 в градоначальники пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *