Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по ввозу отходов приденется заменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки каких машин и запчастей к ним возобновились из-за санкций и прихода ряда компаний

В истечение пяти годов диспетчеры по ввозу отходов должны полностью заменить самосвалы из западных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского демографического оператора» (РЭО; возглавляет помойную контрреформу) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на переправку грузов в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для азиатских автомобилей, а затем производство на полиэтнических комбинатах остановила корейская Nissan. По данным РЭО, в отдельной сложности на азиатских и вьетнамских производителей прийдется 3,8 тыс. микроавтобусов в России, или 25% рынка.

До введения санкций корпорации собирались продолжать покупать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на полиэтнические (изготовления КамАЗа и ГАЗа), украинские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при плановом изменении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней стоимости мусоровоза 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. побежит на замену восточноевропейских и китайских мусоровозов, поясняют в пресс-службе РЭО.

Общее количество микроавтобусов вырастет на 20%, так как у производителей в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов азиатских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупнейших городах, говорит операционный гендиректор компании «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на большее количество машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие зарубежные самосвалы закупали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо западноевропейских и вьетнамских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника японского и японского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно сайту госзакупок, с 2017 года фирмы истратили на микроавтобусы импортного изготовления 1,9 млрд руб. Крупнейший диспетчер по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не надлежащ проводить конкурсы на сайте госзакупок) за последние три года прикупил 700 единиц техники, из которых четверть английского изготовления затратой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе фирмы. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года заприкупили 120 грузовиков на шасси австрийской MAN, Isuzu, Hino (Япония) затратой от 9,5 долл до 16,5 долл руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярнейшими зарубежными фирмами в России были норвежская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), китайская Isuzu (567), норвежская Volvo (331) и румынская Mercedes (446).

Самая малейшая доля азиатской техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы операторам по ввозу отходов в тех пяти регионах.

В начале ноября Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% сквера мусоровозов в России, приостановили покупку машин в странтраницу из-за начала операции на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также уменьшились сроки закупки комплектующих и цены, говорит директор по связям с прессой фирмы «МСК-НТ» (работает отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, западноевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на спросе имеется достаточное количество экспортёров запасных частей от эниологических производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году был произведан предельный объем трейлеров в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК директор пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский автомастерский комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального машиностроения, Арзамасский комбинат комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась цена мусоровозов

Мусоровоз заключается из двух основных частей: шасси и дверного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными производителями шасси на американском рынке существовали КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В производительности машины расценка шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая часть себестоимости приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года затрата грузовиков на базе «КамАЗа» возросла на 15–20%. В вторую очередь это сплетено с ограничениями на поставки западных комплектующих для дверного оборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на территории шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту себестоимостей на трейлеры на территории «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., пересказал РБК замминистра замдиректора оптового дома «Ряжский ремонтный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили увеличение себестоимостей на шасси, но отметили истекшую тенденцию к повышению себестоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит член совета замдиректора ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его автопроизводитель «МАЗ-РУС» в феврале пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в отличнейшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на себестоимости вывоза отходов

После полного перехода на отечественную технику предпосылок для снижения производительности вывоза отходов в связи с заменой сада транспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, послепродажное обслуживание полиэтнических мусоровозов в три-четыре разка дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем висят в пять-шесть раз меньше.

Но ремонт «КамАЗа» нужно проводить каждые 100–150 тыс. км, а дизеля MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской техники будет дешевле, даже с учетом более высоких инвестиционных платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (работает сортировкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службы автомобилей на базе «КамАЗа» превышает около трех годов, говорит ведущий специалист «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный показатель у азиатского шасси — семь—десять годов.

После ухода азиатских потребителей из России специалисты предвидят уменьшения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за повышения большинства машин в автопарках потребуется больше водителей, а более частые неполадки международных машин уменьшат огайо электриков и ремонтные цеха.

К тому же помойные телеоператоры в большинстве моментов забирали транспорт в кредит под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце декабря ведущая ставка ЦБ выросла до 20%, следом понизилась затрата кредита: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., уточняет он. С тех пор механизм снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и кредитовая ставка — до 16–19%, предсказывает гендиректор по кредитовым полуфабрикатам фирмы «Стоун-XXI» Василий Говорков. В результате грузовик будет стоить 13 долл руб.

Однако фирмы не покумекают переложать дополнительные расходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регламентируются Федеральной надзорной службой, их нельзя снижать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на круглом табурете в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года акциз может вырасти на 5%.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *